Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техникаHi-Tech

Испанские авианосцы на мировом рынке

Юрий Каторин

Верфи фирмы «Navantia» в Ферроле

Опыт эксплуатации первого авианосца испанской постройки «Принц Астурийский» (введен в эксплуатацию в 1988 г.) помог определиться с основными требованиями к проектируемому второму универсальному авианесущему кораблю: наличие сплошной полетной палубы с трамплином 12°; возможность базирования самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП); возможность базирования вертолетов; ангар для авиационной техники под полетной палубой; возможность управления воздушными операциями; наличие доковой камеры; способность высадки десанта на необорудованное побережье; десантовместимость: 900 морских пехотинцев, восемь ДВК, 10–15 вертолетов; выполнение функций командного пункта соединений разнородных сил ВМС. Корабль, который получил в честь испанского монарха название «Хуан Карлос I», был заложен на верфи фирмы «Navantia» в Ферроле в мае 2005 года, 10 марта 2008 года его спустили на воду, а официально зачислили в состав ВМС Испании 30 сентября 2010 года под номером L61. В качестве пункта базирования была определена военно-морская база Рота (г. Кадис).

Испанский авианосец «Хуан Карлос I»

Водоизмещение – 27079 т, длина – 230,8 м, ширина – 32,0 м, осадка – 6,9 м, дизель-электрическая двигательная установка мощностью 30 тыс. л.с., скорость хода – 21 уз., дальность плавания – 9 тыс. миль (15 уз.), экипаж – 243 чел. + 172 чел. авиагруппа, на вооружении до 30 летательных аппаратов. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 × 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В. В авианосной конфигурации на корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH-90, или 19 штурмовиков AV-8 «Харриер», или 12 NH-90 и 11 AV-8 «Харриер». Вооружен корабль откровенно слабо: по данным из открытых источников, одна пусковая установка для ракет ESSM и четыре зенитные 20-мм пушки «Эрликон» CIWS.

УДК «Хуан Карлос I» имеет однокорпусную архитектуру с полетной палубой и доковой камерой для высадочных средств. Корабль изготовлен по модульному принципу из 122 сборочных секций испанского производства. Он имеет сквозную полетную палубу с взлетным трамплином с левой ее стороны и надстройкой-островом – с правой. Таким образом, «Хуан Карлос» был специально разработан для работы авиации короткого взлета и посадки. Он имеет 8 мест для размещения самолетов AV-8B «Харриер» (или F-35В) и 4 – для средних вертолетов CH-47 «Чинук», также на нем предусмотрено одно место для базирования V-22 «Osprey». Полетная палуба (202,3 × 32 м, площадь – 4 750 м²) в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба приспособлена как для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В, так и для использования вертолетов. В носовой части «Хуан Карлос I» смонтирован позаимствованный у «корабля контроля моря» трамплин для облегчения взлета самолетов.

Схема общего расположения «Хуан Карлос I»

Под верхней палубой расположены еще три – две грузовые и одна жилая. Двухуровневый многофункциональный ангар/гараж имеет площадь 6 тыс. м² и вмещает до 6 тыс. т груза и техники. Для повышения комфортности проживания экипажа корабля жилую палубу разместили не под полетной, как это принято на авианосцах, а под ангаром. На жилой палубе располагаются одно, двух-, четырех-, девяти- и 18-местные кубрики, кухня, столовые и больничный комплекс. Экипаж корабля состоит из 900 человек. Характеристики УДК позволяют задействовать также ангарные и гаражные помещения для размещения десантных подразделений. Десант – 925 чел., включая группу береговой разведки (23 бойца).

На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В ангаре, смежном с верхней грузовой палубой, размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо 8 тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» или F-35B. Док с кормовыми воротами шириной 16,8 м вмещает 4 десантные баржи LCM-1E и 4 надувных десантных катера или 1 катер на воздушной подушке LCAC и плавающие бронетранспортеры. На самом нижнем уровне располагаются устройства и механизмы ГЭУ и кладовые.

«Хуан Карлос» и «Принц Астурийский» на маневрах

Для перемещения техники и грузов между палубами на УДК предусмотрены лифты, подъемники и краны. Доставка техники на полетную палубу выполняется при помощи двух лифтов-подъемников (грузоподъемностью по 27 т), один из которых расположен в центре кормовой части, а другой – справа, перед островной надстройкой. Перемещение грузов на грузовых палубах осуществляется двумя мостовыми кранами (грузоподъемностью по 16 т). Кроме того, имеется грузовая стрела либо кран-балка, лифты и подъемники для боезапаса и провизии, медицинский и пассажирский лифты, а также аппарели.

Энергетическая установка – электродизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля, по сути дела, являются электростанциями, питающими все системы корабля. В том числе они дают ток электродвигателям, размещенным в винторулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистрале». Максимальная дальность хода корабля – 9000 миль при скорости 15 узлов. На «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т.д. То есть он может выполнять и гуманитарные миссии.

Высадка десантных барж из док-камеры «Хуана Карлоса I»

По планам ВМС Испании «Хуан Карлос I» стал альтернативной авиационной платформой авианосцу «Принц Астурийский» и заменил десантные корабли «Herman Cortes» и «Pizarro», ибо имеет намного лучшие амфибийные возможности. Единственный вопрос: до сих пор не сформулировано внятной концепции применения подобных кораблей. В крупных десантных операциях, подобных вторжению в Ирак, роль УДК с его 46 танками изчезаемо мала. Палубное авиакрыло «легкого авианосца-вертолетоносца», состоящее из 20–30 «вертикалок» и вертолетов, в десятки раз отстает по возможностям от авиакрыла классического атомного авианосца. При этом сам ударный авианосец не является определяющей силой в локальном конфликте: во время операции «Буря в пустыне», шесть АУГ выполнили суммарно всего 17% боевых вылетов, остальную работу сделала авиация наземного базирования – более тысячи ударных самолетов! С точки зрения морского боя перспективы десантного вертолетоносца-дока еще более сомнительны: тихоходный (скорость 18–20 уз.) корабль, лишенный серьезного оборонительного вооружения и бронирования предназначен только для доставки экспедиционных сил в требуемый район Мирового океана. В общем, вопросов больше, чем ответов. Тем не менее класс универсальных десантных кораблей продолжает развиваться во многих странах мира.

Авианосец «Хуан Карлос I» с авиационной группой на борту

«Juan Carlos I» по многим параметрам превосходит хваленый французский «Mistral». Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа «Canberra». Министерство обороны Австралии после долгих переговоров с французской компанией «Armaris» (совместное предприятие DCNS и «Thales») отказалось от постройки УДК на основе «Mistral». В июне 2007 года оно объявило о том, что контракт получила австралийская компания «Tenix Defense» (c 2008 году BAE Systems Australia). К 2013 году она совместно с «Navantia» обязалась построить 2 универсальных десантных корабля «Canberra» и «Adelaide», используя проект «Juan Carlos I». При этом корпуса обоих кораблей строят в Испании, а достраивают в Австралии. Стоимость контракта – $3 млрд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страховка потребительского кредита: Как оформить и от каких рисков защитит такой полис Страховка потребительского кредита: Как оформить и от каких рисков защитит такой полис

Страховка кредита: нужна ли она и в каких случаях будет полезна?

Наука и техника
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Корней Чуковский Корней Чуковский

Корней Чуковский — литературный гений, полный противоречий

Дилетант
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Смерть им к лицу Смерть им к лицу

Вышел жизнеутверждающий комедийный сериал «Вверх дном: хаос на кладбище»

Weekend
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Отец национальной безопасности Отец национальной безопасности

Владимир Любимцев о той роли, которую в его жизни сыграл его папа

Men Today
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Физика современных блэкаутов Физика современных блэкаутов

С чем эксперты связывают энергетический сбой на Пиренейском полуострове

Монокль
Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа

Ученые обнаружили, что один из ледников Антарктиды ворует лед у своего соседа

ТехИнсайдер
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Открыть в приложении