Михаил Чертищев и Betsy

Михаил Чертищев — кардинал детской музыки в России. Это он — автор саундтреков к «Лунтику», мультфильмам про трех богатырей и самой популярной мобильной игре 2011 года про лягушонка Ам Няма, а еще отец Светланы Чертищевой aka Betsy. 12-летняя блогерша и певица Вetsy из Петербурга вместе с Машей Янковской возглавила с треком «Сигма Бой» всемирный чарт Spotify Viral 50 Global, попала, в десятку Billboard "The Hot Dance/ Pop Songs" в одном ряду с Charli ХСХ и Билли Айлиш, собрала более 130 миллионов прослушиваний на YouTube, вызвала споры в Европарламенте - одним только хитом про «обо мне мечтают так, как будто я биткоин», который Чертищев написал в соавторстве с исполнителем Муккой (да, та самая «Девочка с каре»!).
This is family business: Света поет, папа Михаил пишет песни, мама Надежда — хореограф, ставит танцы. Подрастает и новый артист, сестра Таня: в свои шесть уже диджеит на выступлениях Betsy и заслужила от сестры звание крутышки. Это наш большой разговор с Михаилом и Светланой Чертищевыми — о большом таланте, большой славе и больших деньгах.
Как аккордеонист из Кингисеппа прошел путь через тернии к звездам — и при чем здесь Ева Польна
Михаил, вы из Кингисеппа. Как и Феликс Бондарев из RSAC, Тесли из «Он Юн», Mia Boyka, певица Гречка. Фиксируем появление новой музыкальной столицы?
Великий кингисеппский магнит талантов! (Смеется.) Мой приятель Серафим Мукка, который помогает нам со словами, да и сам большой артист, из Выксы под Нижним Новгородом. Он рассказывал, что в городе на 50 тысяч человек много артистов. Когда город маленький, люди в нем «голодные» и хотят прийти к успеху.
В Кингисеппе такая же история?
Когда ты проходишь тяжелый путь из тяжелых условий, это и дает стимул к реализации. Плюс, черт его знает, талант… Я из простой семьи: родители врачи. Конец 1990-х: на аккордеон мне копили всей семьей. На участие в большом конкурсе аккордеонистов в Италии всеми родственниками скидывались. И вот я иду по городу Кастельфидардо и думаю: зачем мне это все? Особенно когда родители собирают деньги. Плюс я начал осознавать, что у академических исполнителей не высокий финансовый предел.
Не все становятся Денисом Мацуевым.
В сравнении со звездами шоу-бизнеса даже те, кто в академическом мире станут признанными мэтрами, будут получать кратно меньше — это очень разные цифры. При том, что, безусловно, Денис Мацуев хорошо зарабатывает. Наверное, на уровне Егора Крида. И то, я думаю, что Крид побольше, понимаете? (Смеется.)
Правда, что на ваше решение уйти из академической музыки повлияла Ева Польна?
В 13 лет я переехал в Петербург, чтобы учиться в музыкальном интернате, где находилась самая топовая студия звукозаписи. Вышел погулять. Слышу, будто бы голос Евы Польны. Думаю, господи, ничего себе! Мне казалось, мир поп-музыки недоступен, а тут я слышу, как Юрий Усачев и Ева Польна записывают в моей школе второй альбом «Гостей из будущего». Да, в том числе поэтому уйти из академической музыки было моим осознанным выбором.
Вы — серый кардинал детской музыки в России. Устройте карьерную ретроспективу: как все начиналось?
В студенчестве, когда мне было 19 лет, я написал очень известные на всю страну рингтоны — и впервые понял, что могу делать запоминающиеся мотивы, которые уходят в народ. После окончания Института культуры начал работать главным композитором в большой международной компании Strategic Music: сочинял для мобильных игр Cut the Rope и Doodle God. Пару лет проработал в гейминге, написал более 300 композиций и понял, что это не мое. Во-первых, это фоновая музыка, ты не можешь дать ей ничего нового. Во-вторых, ты получаешь хорошие деньги здесь и сейчас, а дальше ни на что не претендуешь.