Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

ForbesРепортаж

Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Наталья Ломыкина

Кадр из сериала «Пеппи Длинныйчулок»

80 лет назад в Швеции вышла книга Астрид Линдгрен «Пеппи поселяется на вилле «Курица», где впервые появилась рыжая веснушчатая девочка в огромных туфлях, которая заявляла: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!». Взрослые называли книгу «пропагандой непослушания», а дети обожали ее героиню. Литературный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина рассказывает о том, как Пеппи Длинныйчулок стала синонимом свободы и жизнелюбия, а ее автор — борцом за права детей.

Искусство быть ребенком

Когда в 1945 году в Швеции вышла первая книга Астрид Линдгрен о Пеппи Длинныйчулок, взрослые читали ее с ужасом. Девятилетняя девочка, живущая на вилле «Курица» без родителей и с чемоданом золота, казалась им опасной. Не из-за отсутствия опеки — из-за абсолютной свободы.

Пеппи была сильной, богатой и независимой. Каждым своим поступком она напоминала взрослым, что у детей есть права (80 лет назад это было совершенно неочевидно — только в 1950-х активисты начали говорить о том, что права детей не ограничиваются безопасностью и питанием, и лишь в 1959 году Генассамблея ООН ратифицировала Декларацию прав ребенка), а миллионам девочек личным примером показывала, что социальное одобрение и соответствие стандартам красоты совершенно не требуются, чтобы быть счастливой. Пеппи не просила разрешения. Не стремилась быть удобной. Не пыталась вписаться в нормы поведения. Она была первой детской героиней, которая открыто заявила: я сама решаю, как мне жить. В послевоенной Швеции, где детей воспитывали в строгости, а телесные наказания считались нормой, такая позиция в детской книжке спровоцировала настоящий взрыв.

Астрид Линдгрен в 1960 году (Фото Public Domain)

Телесные наказания в школах отменили с 1928 года, — но только в гимназиях. Публичные оскорбления и психологическое давление со стороны учителей и вовсе воспринимались как неотъемлемая часть педагогического процесса. Протестантские традиции требовали добиваться от ребенка послушания во что бы то ни стало. Побои считались жестоким обращением лишь в том случае, если приводили к тяжелым увечьям (статья, оправдывающая применение насилия к собственным детям, была исключена из уголовного кодекса только в 1957 году). Для государства, педагогов и родителей ребенок был сырым материалом, из которого следовало вылепить добропорядочного взрослого. Для Астрид Линдгрен — самостоятельной личностью. И она не просто придумала дерзкую сказку для своей дочки, а начала революцию, которая изменила отношение к детям на законодательном уровне.Юная Астрид Эрикссон из небольшого городка Виммербю на юге Швеции едва ли рассчитывала стать главной детской писательницей XX века, но она совершенно точно хотела стать журналисткой. Сразу после школы она устроилась стажером в местную газету Vimmerby Tidning. И хотя журналистская карьера Астрид была недолгой (в 1926 году она забеременела от женатого издателя Vimmerby Tidning и, чтобы не провоцировать скандал, уехала в Стокгольм), она успела наделать шуму в консервативном городке. Например, написала репортаж о своем походе на 300 км в компании пятерых женщин, чтобы показать, что со сложными ситуациями подруги могут справляться сами, без какой-либо мужской помощи.

Позже, когда Астрид уже вышла замуж за Стуре Линдгрена и какое-то время не работала, воспитывая сына и младшую дочь Карин, она переключилась с проблем и возможностей женщин на бесправие детей. Размышляя вместе с сыном-подростком над гимназическим докладом «Об искусстве быть ребенком», Линдгрен поняла, что этот вопрос очень беспокоит ее саму. В статье 1939 года для стокгольмской газеты Dagens Nyheter она писала, что взрослые предъявляют детям множество требований, но совершенно не учитывают их желаний и эмоций. Дети все время должны, взрослые все время правы. От детей требуют послушания, но сами взрослые никогда не подчинились бы таким правилам.

Быть сильной и свободной

Время для серьезных разговоров на эту тему было не самым подходящим — в Европе началась Вторая мировая война, привычный мир рушился. Астрид Линдгрен завела дневник, куда собирала новости о фронте, коллажи из газетных вырезок, собственные размышления. Политика, которая прежде ее почти не интересовала, стала постоянным фоном жизни. В 1940 году будущая писательница поступила на службу в отдел перлюстрации почтовой службы Стокгольма — и к газетным вырезкам добавились свидетельства из частных писем: загнанные в гетто евреи, голод, разлученные семьи, потерянные дети. Так что когда зимой 1941 года семилетняя Карин заболела пневмонией и просила маму рассказать ей историю про Пеппи Длинныйчулок (имя девочка придумала на ходу), Астрид сразу сделала свою героиню Супердевочкой. Ей было важно рассказать дочери о том, как быть сильной и свободной, даже если ты маленький.

Фантазерка Пеппи одна управлялась с домашним хозяйством, лошадью и обезьянкой и бросала вызов всем: полицейским («А вы не пробовали стать клоуном?»), учителям («Я и так умная, зачем мне ваша арифметика?») и даже ворам («Вы что, не видите, что я сплю?»). Литературовед, обозреватель, автор книги «Тринадцать друзей Пушкина» Анна Хрусталева в разговоре с Forbes Woman вспоминает: «В детстве Пеппи меня завораживала: а что, так можно?! Жить одной, не ходить в школу, пить кофе в дупле и ничего не бояться? Быть самой себе хозяйкой и ни перед кем не держать ответа? Думаю, магия Пеппи именно в этом — быть не просто свободной, но даже не догадываться о существовании иных сценариев. Конечно, когда, став взрослой, я читала свою любимую «Пеппи» детям, местами меня потряхивало: невыносимый, неуправляемый ребенок уже не умилял, даже раздражал. Но, думаю, это говорит лишь о таланте ее создательницы и подлинности самой Пеппи — восхитительно-невыносимой и невыносимо восхитительной, настоящей маленькой женщине, которая, как любая настоящая женщина, может все — очаровывать, выводить из себя, печь булочки, укладывать на лопатки мужчин. Не может лишь одного — не оставлять следа».

Астрид учила свою дочь и своих читателей, что девочки могут быть сильными — не зря Пеппи побеждает и воришек, и ярмарочного силача: «Когда Сильный Адольф в третий раз бросился на нее, Пеппи подняла его вверх и пронесла на вытянутых руках вдоль манежа. Потом снова положила на ковер и прижала ногой. «Ну, старичок, пожалуй, пора заканчивать, — сказала она. — Веселей, чем сейчас, все равно уже не будет». Астрид Линдгрен никогда не подтверждала, но и не отвергала предположение, что Сильный Адольф задумывался как карикатура на Гитлера, но читатели, безусловно, увидели в Пеппи личность, способную противостоять диктатуре силы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мобилизация-1914: эмоции россиян Мобилизация-1914: эмоции россиян

Кто определяет «национальные интересы»?

Дилетант
Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит» Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит»

Обсудили с CEO «Купера» тонкости ребрендинга, желание стать ближе к пользователю

VOICE
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Сила трав Сила трав

Встречаем день Ивана Купалы: обычаи, гадания и сбор диких растений

Лиза
Nocow Nocow

Nocow о ведьмачьих балладах и о том, как превратить музыку в большую поэзию

Собака.ru
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Уроки оформления Уроки оформления

Оригинальные дизайнерские идеи для дачного опен-эйра

КАНТРИ Русская азбука
Вошли в историю Вошли в историю

Читать литературные дневники интересно. Вести личные дневники — душеспасительно

Afternoon Seasons of life
Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать» Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»

Расшифровываем язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля

Afternoon Seasons of life
Отставить панику! Отставить панику!

Причины повышенной тревожности и как с ней справиться

Добрые советы
Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
«Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах «Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах

Как Дэвид Линч снова доказал, что сериалы могут быть настоящим киноискусством

Правила жизни
Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру

Глава из книги Ким Онхо «Книжные магазины»

Forbes
Жизнь на чемоданах Жизнь на чемоданах

Как избежать ненужных рисков во время путешествия?

Здоровье
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите

Как обнаружили кандидата в экзотичный по свойствам транснептуновый объект

N+1
Нереальная любовь Нереальная любовь

Как и почему «эмоциональные» чат-боты стали заменять настоящих партнеров

РБК
Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек

ИИ против безопасности: почему компании теряют данные через ChatGPT

Forbes
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Открыть в приложении