Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Сегодня первые недорогие покупки произведений искусства становятся экономическим трендом и важным социальным явлением. Они открывают двери в арт-мир для широкой аудитории, поддерживают молодых художников, новых коллекционеров и стимулируют развитие галерей. Forbes Life поговорил с галеристами и авторами, чтобы узнать, как импульсивные покупки из любопытства и от «нечего делать» меняют рынок современного искусства.
Искусство для удовольствия
Глобальный арт-рынок падает второй год подряд : на аукционах и ярмарках почти нет продаж выше $100 000 млн, коллекционеры и галеристы придерживают шедевры, объем продаж сокращается. По данным отчета Art Basel UBS, падение в 2024 составило 12% по отношению к 2023 году, цены на искусство упали на 18%. Но число сделок на рынке выросло на 3% — по данным Art Basel & UBS Art Market Report 2025, в сегменте до $5 000 в 2024 году на него пришлось 95% всех проданных на аукционах лотов (на 2% больше, чем в 2023 году).
Конечно, при цене покупки в $5000 и дешевле речь не идет об инвестиционных вложениях, только о личных удовольствиях. «Есть некоторые признаки появления новых покупателей на рынке — и это действительно хороший знак», — комментирует культурный экономист Клэр МакЭндрю, создательница отчета Art Basel UBS.
Российский арт-рынок в своей изоляции близок мировым трендам. Галеристы и владельцы аукционных домов отмечают дефицит первоклассных работ (если они появляются, то уходят по рекордно высоким ценам) и активное развитие рынка в среднем и недорогом ценовом сегменте. Это фиксируют ярмарки Blazaar, Catalog, маркет художников WinWin, где большой процент покупок — произведения не дороже 50 000 рублей.

Елена Крылова, владелица галереи «Артмаг» в Cube.Moscow, где продаются тиражные работы современных художников, рассказывает: «Оборот «Артмаг» на ярмарках растет — и на Cosmoscow в 2024 году, и на «Арт России» в 2025 он увеличился по сравнению с прошлым годом почти в 1,5 раза».
Положительную динамику фиксирует Екатерина Савина, куратор маркета современного искусства Win-Win в ЦСИ «Винзавод»: «Мы наблюдаем значительный прирост по объему подтвержденных продаж — 44% к аналогичному показателю предыдущего осеннего маркета маркета и 60% по отношению к весеннему маркету 2024 года». По данным Савиной, увеличение происходит в основном за счет сделок в среднем сегменте (до 50 000 рублей), где основные продажи составляют графические работы, акварель, ручная печать и живопись в разных техниках, а также за счет общего увеличения количества участников.
«Продажи в низком сегменте (до 25 000 рублей) составляют 13% от общих продаж: в этой нише мы видим интерес к керамике и тиражной печати,— говорит куратор маркета современного искусства Win-Win. — Есть и значительный прирост в сегменте от 150 000 рублей. Общие продажи на участников также выросли на 36% в сравнении с весной 2024 года».