Алексей Учитель уже снимает новый фильм с локальным колоритом

Собака.ruРепортаж

Алексей Учитель

Текст: Ная Гусева

Алексей сфотографирован на крыше дома Корсаковой во дворах набережной Мойки — с нее открывается шикарный вид на любимые места героев фильма «Прогулка»: Исаакиевский собор, арку Главного штаба и Александровскую колонну. Пальто USHATAVA

Бытописец ленинградского рок-клуба, основатель и продюсер студии «РОК», режиссер фильма-символа Петербурга нулевых «Прогулка», элегии с Цыгановым и Мироновым «Космос как предчувствие» и костюмной мелодрамы «Матильда» 15 лет возглавляет главный киносмотр города — «Послание к человеку». Единственный международный кинофестиваль класса «А» с петербургской пропиской, чьими гостями были и Паоло Соррентино с Фанни Ардан, и Изабель Юппер с Ульрихом Зайдлем, каждый год умудряется собрать выдающуюся программу со стопроцентной синефильской явкой в «Аврору» и Дом кино. В октябре 2025-го «Послание» пройдет в юбилейный 35-й раз, а Алексей Учитель снимает новый фильм с локальным колоритом — свою интерпретацию биографии автора «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.

Рифеншталь, быт ямальских кочевников и хиты из Венеции

Так исторически сложилось, что масштабные кинофестивали в Петербурге не выживают: «Послание к человеку» — единственный долгоиграющий международный киносмотр. Как это удается — не выгорать и ежегодно собирать программу из хитов Венеции и Канн, неигровых картин со всего мира, анимации и даже экспериментального кино?

Я и сам не могу объяснить, как это каждый раз получается! В истории «Послания» было два ярких этапа. Первые лет десять фестиваль, придуманный ленинградским режиссером Михаилом Литвяковым, переживал триумф — в Петербург съезжались звезды мирового кино от соавтора Феллини и Антониони, сценариста Тонино Гуэрры, до режиссеров Вернера Херцога и Лени Рифеншталь (это в свое время вызвало большой скандал!). А в жюри входили философ Мераб Мамардашвили и «британский Николай Дроздов» — натуралист Дэвид Аттенборо. Каждый год казался праздником. Затем начался спад, и к пятнадцатилетию фестиваль едва не загнулся — в тот момент я и вступил в дело.

Да, в 2010-м — и сразу эпично: почетной гостьей на «Послании» в тот год была Аньес Варда, постановщица «Клео от 5 до 7» и соратница Годара и Риветта.

Я понимал, что беру серьезную дополнительную нагрузку к съемкам, к руководству киностудией «РОК». Но «Послание» было для меня близким проектом, и я не смог отказать. Мы с командой проделали огромную работу — и сегодня фестиваль уже не просто «на плаву», а переживает новый расцвет. Когдато, после «Послания», мы могли отдыхать полгода. Сегодня расписание нашей команды настолько плотное, что, едва завершив один фестиваль, сразу приступаем к следующему: нужно заранее договариваться о фильмах, приглашать гостей, решать сложную логистику. Потому что главный козырь «Послания к человеку» — размах программ. Каждый год каталог фестиваля настолько обширен, что только на его чтение может уйти пара дней, а полный просмотр всей подборки невозможен по определению, как нельзя вдумчиво обойти за неделю все залы Эрмитажа. Мы предлагаем зрителю огромное «киноменю» и тем самым идем ему навстречу: каждый выбирает здесь «блюдо» себе по вкусу.

Нет ли обратной опасности — зритель рискует потонуть в «банкете» из многочисленных перемен «киноблюд»?

Не думаю, мне кажется, разнообразие — наше преимущество. «Послание к человеку» — механизм, собирающий все грани современного кино. В одной программе уживаются документальные ленты, короткий игровой метр и анимация — такая «блендовая» модель встречается лишь в двух-трех киносмотрах по всему миру. И важно, что петербуржцы приходят не только на хиты Венеции, Канн, Торонто и «Берлинале» из спецпрограмм «Послания», но и на конкурсные фильмы. А это может быть, как в 2024-м, история британского анахорета «Боганклох», или процедурал об угандских повстанцах «Театр насилия», или быт ямальских кочевников, как в «У ветра нет хвоста». Максимальный разброс тем и героев. Даже в непростые годы мы держим планку: так, в прошлом сезоне было около двухсот сеансов с аудиторией в среднем по сто человек. Приятно, что среди них много молодых лиц — значит, интерес к «Посланию» сохраняется и более того — продолжится.

Любой кинофестиваль, хочет он того или нет, фиксирует те тенденции, что есть в мире и кино прямо сейчас. Например, победа гиперреалистичной «Розетты» братьев Дарденн в Каннах в 1999 году обозначила переход от царившего все девяностые постмодернизма к новой искренности. Как с этим у «Послания»?

Мир кино интересен именно своей разномастностью: разнообразием подходов, жанровыми гибридами — от смелого синтеза игрового и неигрового до более неожиданных конструкций. Мы с командой ищем фильмы с ярким авторским почерком, хотя таких, как правило, мало. Вместе с тем мы держим достойный средний уровень программы. Часто меня спрашивают: «Какое послание несет фестиваль в этом году?»

...предвосхитили мой вопрос про грядущий 35-й фестиваль! Хотим спойлеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Гастрономическая пара Гастрономическая пара

Сытно или изысканно? «Вдова Клико» или «Западный склон»?

СНОБ
Алиса умеет мечтать Алиса умеет мечтать

Алиса Вольская рассказывает Ариану Романовскому свою версию «Дьявол носит Prada»

Tatler
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах

На европейской сцене воплощением женского тренда стала шекспировская Офелия

Forbes
Бросок «Кобры» Бросок «Кобры»

История американца Кэрролла Шелби, который на «Форде» обыграл «Феррари»

Ведомости
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Неожиданное преимущество веганства для женщин Неожиданное преимущество веганства для женщин

Растительная диета полезна для поддержания здоровья в долгосрочной перспективе

ТехИнсайдер
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя

История Курта Гёделя, выдающегося математика, который умер от паранойи

ТехИнсайдер
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Каменный цветок Каменный цветок

Клумба из камней: идеи для оригинального дизайна сада

Лиза
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России

Рассказываем о необычных, но правильных названиях жителей разных городов России

ТехИнсайдер
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Никита Ломагин Никита Ломагин

Самый авторитетный специалист по блокаде Ленинграда Никита Ломагин

Собака.ru
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
Открыть в приложении