Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

ДеньгиБизнес

Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Текст Вероника Хохлова

Название

За последние три года банки маркетплейсов продемонстрировали феноменальный рост. Судя по всему, они и дальше будут укреплять позиции на банковском рынке, составив конкуренцию традиционным крупным игрокам.

Уверенный старт

Банки на базе маркетплейсов — новые игроки, которые встряхнули финансовый сектор и продемонстрировали новые форматы взаимодействия с клиентами.

«Озон-банк с конца 2023 года нарастил активы в 3,5 раза и поднялся с 77-го места по активам до 35-го. Яндекс-банк за тот же период увеличил активы в 4,7 раза и поднялся на 51-е место с 121-го. Вайлдберриз-банк поднялся с 245-го до 91-го места»,— перечисляет старший аналитик банка «Уралсиб» Наталия Березина. Рост их активов за прошедшие три года в ПСБ называют феноменальным — с 4 млрд руб. суммарно по трем банкам на 1 января 2022 года до 480 млрд руб. на 1 апреля 2025-го (по данным отчетности с сайта ЦБ).

Эти банки не только динамично растут, но и создают базу для дальнейшего развития. По данным экспертов ФБК, которые специально для «Денег» проанализировали финансовые результаты тройки банков e-commerce, Вайлдберриз-банк нарастил активы за 2024 год с 3,1 млрд до 57,1 млрд руб.; Яндекс-банк — с 31,4 млрд до 124,5 млрд руб. Лидером по абсолютному объему активов за этот период стал Озон-банк — с 75,9 млрд до 265,5 млрд руб. Параллельно с активами внушительно за отчетный период выросли и средства клиентов, подсчитали в ФБК: Озон-банк лидирует по абсолютному объему привлеченных средств — 212,9 млрд руб. Яндекс-банк увеличил клиентские средства на 360%, до 101,2 млрд руб. Вайлдберриз-банк — на 482%, до 14,4 млрд руб. «Этот рост свидетельствует о растущем доверии и вовлеченности клиентов в финансовые продукты маркетплейсов»,— считают эксперты ФБК.

Еще один важный маркер развития, отметили в ФБК,— укрепление капитальной базы: Вайлдберриз-банк демонстрирует рост капитала на 4253% (с 483 млн до 21 млрд руб.). Озон-банк обладает наибольшим размером капитала в 32,8 млрд руб. (рост 181%). Яндекс-банк нарастил капитал на 147%, до 15,9 млрд руб. «Рост капитала обеспечивает банкам необходимую устойчивость для дальнейшей экспансии и покрытия рисков»,— поясняют эксперты ФБК данные по РСБУ за 2024 год.

Врожденные преимущества

Несмотря на впечатляющий рост, по итогам 2024 года эти банки занимают лишь 0,2% в общих активах банковской системы, отмечает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Стремительное развитие банков маркетплейсов связано с низкой стартовой базой — практически нулевой три года назад, уточняет он.

Сфера их влияния также ограничена: кэптивные банки выполняют в первую очередь задачи, необходимые для обеспечения основной деятельности маркетплейсов, считают участники рынка. «Маркетплейсы за счет влючения в свою бизнес-структуру банка смогли замкнуть на себе активы и пассивы клиентов. Причем банкам не надо заниматься привлечением клиента — это за них делают сами торговые площадки»,— объясняет директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов. Сейчас эти банки работают в сфере повседневного банкинга, то есть осуществляя платежи, переводы, возможно, формируя небольшие накопления на сберегательных счетах. «Именно в этом сегменте у них есть максимальные конкурентные преимущества. Здесь уже есть большая клиентская база: клиент уже есть, нужно лишь кросс-продать ему банковские услуги»,— согласен глава Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский.

Эксперты считают, что наиболее конкурентны эти банки в сегменте рассрочки или BNPL (Buy now pay later — «Покупай сейчас, плати потом», англ.). «Все банки, работающие с маркетплейсами, предлагают рассрочку как часть набора своих услуг»,— уточняет господин Иванинский. Кроме того, кэптивные банки работают с малым и средним бизнесом, в первую очередь — с селлерами на маркетплейсах. Илья Иванинский поясняет математику бизнеса: «Сейчас стоимость привлечения клиента на рынке, даже на самый простой банковский продукт (например, дебетовую карту), составляет несколько тысяч рублей. Эта цифра может варьироваться у разных банков, но в целом она высока. У банков-маркетплейсов эта стоимость существенно ниже, так как клиент уже находится внутри экосистемы».

Есть куда расти

Банки маркетплейсов собираются развиваться. «Озон-банк — полноценный банк с универсальной лицензией ЦБ, широкой линейкой финансовых сервисов, мы конкурируем со всеми игроками на рынке за клиента»,— уточняют в Озон-банке. Там признают, что вначале привлечь клиентов банку помогли маркетплейс и продукт «Ozon Карта». «Но сейчас ключевое — это выгодные условия и удобные финансовые продукты. И мы видим, что количество активных клиентов с каждым кварталом все выше, есть аудитория, которая пришла не через маркетплейс. Например, клиентов-физиков привлекают хорошие ставки по накопительным счетам и вкладам, кешбэк, простое и удобное приложение банка. В первом квартале 2025 года мы также подошли к важному рубежу: уже 50% оборота по „Ozon Картам“ пришлось на внешние операции, не связанные с Ozon. Иными словами, клиенты банка уже используют его для повседневных целей»,— поясняет представитель банка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Играют все Играют все

Человеческая природа такова, что все любят играть

Деньги
Очень приятный царь Очень приятный царь

Был — панк, стал — царь: Константин Плотников о работе над ролью Петра Первого

СНОБ
Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля

В чем особенности регулирования рынка БАДов

РБК
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Топ-9 летних ягод Топ-9 летних ягод

Какие летние ягоды помогут укрепить иммунитет и избежать проблем со здоровьем

Лиза
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Когда наши поезда поедут с высокой скоростью Когда наши поезда поедут с высокой скоростью

Российский скоростной поезд: как создают технику для высокоскоростной магистрали

Монокль
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Выше ограничений Выше ограничений

История одного здания, вместившего дух предпринимательства

Weekend
6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте 6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте

Рассказываем, что делать с солнцезащитным кремом не надо

ТехИнсайдер
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством

Как отвращение к горькому вкусу брокколи связано с вашим здоровьем?

ТехИнсайдер
Нашествие парнокопытных мигрантов Нашествие парнокопытных мигрантов

Почему популяция казахстанских сайгаков уничтожает российские сельхозугодья

Монокль
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов

Как основатели УГМК создали бизнес-империю в Верхней Пышме

Forbes
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Пять мифов о кондиционерах Пять мифов о кондиционерах

Из-за каких мифов многие по старинке боятся кондиционеров?

Здоровье
Открыть в приложении