Тихая гавань русских литераторов

Прошедший «пушкинский» юбилейный год усадьба Остафьево отметила торжественным открытием конкурсного фестиваля «Остафьевский родник». О предстоящем поэтическом празднике сообщил председатель Союза литераторов России Николай Калиниченко. Как писателю и урбанисту по совместительству мне было интересно почитать свои стихи в настолько «пушкинском» месте.

Я люблю старую архитектуру. Не считаю себя знатоком, однако отличить доходный модерн от боярских палат в состоянии. Грустно видеть, когда историческое здание (если оно не имеет статуса памятника архитектуры) предают забвению в пользу современной двадцатипятиэтажки. Но это – в крупных городах. В уездах, увы, строения предаются забвению сами, без посторонней помощи.

Например, главная Императорская дорога из Петербурга в Москву, строительство которой начал еще Петр I, проходившая через Новгород, Тверь и еще с два десятка городов и сёл с ценнейшими историческими зданиями, многие из которых не сохранились. Дорога сильно захирела после открытия железнодорожного сообщения между столицами. В своих путевых заметках «Путешествие из Петербурга в Москву» ее описывал Александр Радищев. А. С. Пушкин ответил длинной статьей «Путешествие из Москвы в Петербург». Кстати, этот материал в пику Радищеву полностью опубликован был только в 1880 году, так как при жизни поэта цензоры не пропустили его в печать. Описывал императорскую дорогу и сам Петр Вяземский. Все эти великие писатели говорили о местах и постройках, 95% которых не сохранились, а 5% в лучшем случае отданы на растерзание сетевым магазинам. Я знаю, что в 2013 году Русское географическое общество собрало экспедицию по радищевским местам с целью спасти и сохранить памятники культурного наследия. После выходили статьи в СМИ. «222 года спустя!» Звучит, конечно, красиво, но очевидно, что «трасса Е95» изменилась до неузнаваемости.
