Плюсы и минусы
Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

Электромобили долго воспринимались как технологический прорыв, но теперь все чаще звучат сомнения в их успешном будущем. Зачем они вообще нужны, с какими проблемами сталкиваются и что ждет их завтра?
Первый контакт
Эксперименты с дорожным электрическим транспортом начались еще в XIX веке, а первым электромобилем принято считать трицикл, созданный французским изобретателем Густавом Пьером Труве в 1881 году — на несколько лет раньше, чем немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свою мотоколяску с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Наиболее популярными первые электромобили стали в США, где на рубеже XIX–XX веков числилось свыше 30 тыс. экземпляров — около 40% от общего парка машин. Ситуация резко изменилась в 1913 году, когда Генри Форд совершил революцию в индустрии — компания Ford перевела производство Model T на конвейер, что сделало автомобили доступными не только для богатых людей, но и для представителей среднего класса.
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали значительно дешевле электрических, а развитие дорожной сети повлияло на частоту и дальность поездок — машины с батареями тех лет уже не могли обеспечить необходимый запас хода. На несколько десятилетий они вновь превратились в узкоспециализированную технику.
Об электромобилях вновь всерьез заговорили в 90-х годах прошлого столетия — транспорт, который не выбрасывает вредные вещества в атмосферу, оказался очень востребованным в крупных городах.
Но в те времена электромобили не могли составить конкуренцию традиционным машинам с ДВС. Выбор моделей был скудным, отсутствовала зарядная инфраструктура, автомобильные компании практически не инвестировали в это направление, а власти никак не стимулировали покупку таких транспортных средств.
Перезагрузка идеи
Одним из главных событий в истории электромобилей стало основание компании Tesla в 2003 году. Концерн General Motors тогда только закрыл нашумевший проект EV1 — были отозваны и переработаны все произведенные электромобили (их предлагали в штатах Калифорния и Аризона на условиях лизинга). По мнению сторонников теории заговоров, сделано это было для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность такого транспорта в сравнении с автомобилями с ДВС.
Но оказалось, что людям нужно было просто предложить соответствующий их требованиям продукт. Таким и стал электромобиль Tesla Model S, производство которого началось в 2012 году. На первых порах машину преследовали проблемы — низкое качество сборки, периодические возгорания, критика из-за несовершенной управляемости и работы электроники.
Но Tesla Model S обладала тем, чего не было ни у одного из конкурентов, — превосходной динамикой разгона и запасом хода, достаточным для комфортных ежедневных поездок. Сейчас Tesla предлагает уже пять моделей и входит в топ-15 компаний с самой высокой рыночной капитализацией в мире.
Автомобильная индустрия спешно приступила к созданию конкурентов продукции компании Tesla. За последнее десятилетие на рынок вышло свыше сотни разнообразных моделей — от компактных городских хэтчбеков до исполинских пикапов Hummer и Rivian. Самые мощные электрокары легко бросят вызов даже именитым суперкарам Porsche, Ferrari и Lamborghini — с места до 100 км/ч они разгоняются всего за две секунды.
Конечно, большинству покупателей электромобиль необходим не для рекордов на гоночных трассах, а в первую очередь для снижения эксплуатационных расходов. Топливо постоянно дорожает, поэтому с развитием сетей зарядных станций появляется все больше стимулов для покупки машины на электротяге.
Также во многих странах государство компенсирует часть средств, потраченных на покупку электромобиля. Например, в Германии можно сэкономить €3750, выбрав хэтчбек Volkswagen ID.3 вместо соразмерного Volkswagen Golf. В России действует субсидия в размере до 925 тыс. руб. — она распространяется только на модели локального производства при приобретении в кредит.
Есть и дополнительные льготы. В России владельцы электромобилей могут ставить их бесплатно в зонах платной парковки, а в столице Великобритании они освобождены от сбора за въезд в центр города (£15 за день).
Современные электромобили позволяют не только снизить эксплуатационные расходы (у них нет ДВС, который требует регулярного обслуживания) — они удобны в управлении, а некоторые из них даже оснащаются системами автономного вождения.
Неудивительно, что спрос на электромобили во многих странах действительно заметно вырос. В 2023 году бестселлером европейского рынка стала Tesla Model Y, продажи которой превысили миллион экземпляров. Это серьезный успех, если учесть, что публика в Старом Свете достаточно консервативна и предпочитает автомобили местных производителей.