Как купить время
Пандемия приучила россиян к онлайн-шопингу
У российских онлайн-ритейлеров и до пандемии дела шли в гору: в 2019 году рынок доставки продуктов в РФ вырос на 30,4 процента, оборот интернет-магазина Ozon увеличился на 93 процента, а Wildberries — на 88 процентов, что, кстати, сделало его основательницу Татьяну Бакальчук самой богатой женщиной страны. А в период самоизоляции темпы роста и вовсе побили все рекорды. По разным оценкам, сервисы онлайн-торговли приобрели 15–17 млн новых покупателей. (Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин заявил «Коммерсанту», что речь идет о клиентах, которые раньше никогда не делали покупки в интернете или делали давно и перестали до пандемии.) На Wildberries за три последних месяца зарегистрировалось около 6 млн новых пользователей. И не только там. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что приток новых покупателей в период пандемии в среднем по рынку в каждом интернет-магазине составил 200 процентов год к году. Конечно, еще не факт, что все эти люди и в постковидные времена продолжат виртуальный шопинг. Но почему нет?
Взять фуд-ритейл, где один только I квартал обеспечил полугодовой доход. Все эти продавцы еды быстро сориентировались в новой обстановке. Первые недели, правда, обалдев от количества заказов: «Гречки! Дайте гречки!», они лихорадочно набирали новых работников, расширяли логистическую сеть, увеличивали штат и транспортную базу. Но справились. И теперь их клиент, работающий на стандартной пятидневке, может не толкаться в магазине в час пик, уворачиваясь от тележек. Даже за мелочовкой, которая всегда внезапно заканчивается, ему бегать никуда не надо. Сервис доставки за 15 минут — «Яндекс.Лавка» или «Самокат» сработает гораздо быстрее, чем гражданин оденется, спустится в магазин, поудивляется: «А где тут соль?», постоит в очереди и вернется. Соль, молоко, стиральный порошок, батарейки, круассан