Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of lifeСтиль жизни

Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Текст: Анастасия Рыжкова. Иллюстрации: Михаил Рябов

Выпускник философского факультета МГУ, журналист, экс-главный редактор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин сегодня — одна из немногих публичных фигур, с кем можно отрефлексировать прошлое, вспомнить историю медиа, роль поколения пятидесятилетних и даже попробовать заглянуть в будущее.

Я часто думаю о том, что вашему поколению повезло чуть больше нас, сорокалетних. Вы успели застать относительно хорошее советское образование в школе, а в девяностые, при всех их противоречиях, были уже студентами, почти взрослыми людьми.

Вы немного идеализируете школу конца 80-х. Вспоминал недавно школьный английский — у меня волосы дыбом на голове вставали: как вообще из этого можно было выйти к более-менее свободному без словаря. Нет, уровень школьного образования был довольно драматический, по крайней мере не в Москве, а в моем Новомосковске. Как и сейчас, все зависело от учителей. Когда попадались хорошие люди, увлеченные своим делом, это было большое везение. Когда они не попадались — увы.

Где-то повезло. Моя учительница литературы — благодаря ей многое в жизни сложилось именно так, а не иначе. Я ей много чем обязан. И знаниями, и просто доверием, которое придавало силы.

А в МГУ, во время учебы на философском факультете?

Что до университета, мы поступили как раз в тот момент, когда менялись названия предметов. То есть мы начинали учить диалектический материализм и исторический, а через год они превратились в теоретическую философию и, соответственно, социальную. И вместе с названиями менялся смысл этого образования. Наверное, года на два раньше более-менее все выпускники шли еще на партийно-комсомольскую работу. А года на два позже — в Фонд эффективной политики. Мы попали в тот промежуток, когда у этой специальности не было особенных перспектив, только чистый интерес к знанию. Проблема в том, что вокруг началась дико бурная во всех отношениях жизнь, много веселья, что не всегда шло на пользу учености. Но что касается моих младших коллег, которые сразу шли в политтехнологи, то я рад, что такого искушения у меня не было.

Когда начались 1990-е, мне было 9 лет, я хорошо помню это ощущение — словно открыли обе створки окна и подул свежий ветер. Сложностей было много, но главным оставалось чувство невероятной свободы.

Для меня тоже. Но это все сильно зависело от того, в каком возрасте и в каком социальном статусе ты это время застал. Иногда мы начинаем вспоминать это время с моими университетским знакомыми, я говорю: «В магазинах ничего не было». А мне отвечают: «Чего не было? Вообще такого не помню».

Еще раз повторю: всё было настолько весело, что совершенно не обращал внимания, какие огурцы продаются в магазинах. Но не у всех. Когда я, например, поехал на сборы после военной кафедры и разговаривал там с офицерами более-менее моего возраста, то ничего веселого в их жизни не было. Огромное количество людей, для кого 1990-е годы — это время чудовищной бедности, унижения, профессиональной деградации, потери смысла. Возможно, то, что происходит сейчас, это тоже отложенный эффект. Часто можно встретить такой публицистический вопрос: почему российское общество охватил ресентимент? Да вот потому, он не с Луны свалился. Понятно, что эту травму 1990-х часто использовало начальство в разных своих прагматических целях, но самой травмы это не отменяет. Та пружина, которая сейчас распрямляется, была натянута тогда. Но нам, безусловно, повезло. Мы были в том возрасте и в той социальной группе, которая получила от этого максимум возможностей. Ну не максимум — по сравнению с людьми из большого бизнеса. Но люди из медиа — это вторые по значимости, кому в это время стало жить хорошо.

Вы всегда особенно выделяете 1999-й. Год появления «Афиши», «Нашего радио» и новой надежды. Почему это так?

Если говорить про медиа и культурные институции, то с кризисом 1998 года все просто ударилось о дно. Перестали платить зарплату, заморозили банковские счета, закрыли какие-то проекты. И вдруг вместо того, чтобы валяться в депрессии, все начали резко делать что-то новое. Где-то с конца 1998-го до начала 2000-го был короткий период просто невероятной энергии. Пошла волна, которая всех заставила что-то делать.

Было ощущение, что сейчас закончится надоевшая эпоха президента, который «ни жив ни мертв», знаем про него только, что у него рукопожатие крепкое и что он работает с документами. Эпоха, связанная с Чечней, приватизацией, социальным расслоением и резким обнищанием. Придет что-то новое, и оно должно быть другое — энергичное, немногословное, бодрое и так далее. Надежда, что сейчас и в политике, и в культуре новое, давала силы что-то делать. При этом многие вещи, которые тогда возникли, были попыткой найти новый язык. «Наше радио» не было клоном «Русского радио», «Афиша» не была клоном уже сложившегося тогда глянца или журнала «ОМ». Все начали говорить на каком-то другом языке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила любви Сила любви

Роман Костомаров и Оксана Домнина: одна из самых красивых пар российского спорта

VOICE
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Как справиться с устойчивым ростом числа споров на почве продажи контрафакта

Forbes
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Расхитители гробниц Расхитители гробниц

Как арт-карабинеры возвращают похищенные произведения искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Свет-оконце Свет-оконце

Сломаем шаблон типичной статьи про китайскую премьеру легкового D-класса

Автопилот
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

Forbes
«Натали и Александр»: поэт, красавица и император «Натали и Александр»: поэт, красавица и император

Историческая мелодрама «Натали и Александр» о любви Пушкина и Гончаровой

OK!
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль

Неужели наш мозг способен контролировать боль?

ТехИнсайдер
Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты! Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты!

Почему знаменитая Красная планета именно такая? Ученые, похоже, нашли объяснение

ТехИнсайдер
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Можно ли съесть «слишком много» авокадо Можно ли съесть «слишком много» авокадо

Сколько авокадо можно съедать в день?

ТехИнсайдер
Что такое термостат и как его проверить в домашних условиях Что такое термостат и как его проверить в домашних условиях

Все про термостат: что такое, как проверить, диагностика своими руками дома

РБК
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Вернись с ответом Вернись с ответом

Каким должно быть сопроводительное письмо, чтобы взяли на работу мечты

VOICE
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Открыть в приложении