Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

ForbesКультура

Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Руководительницы крупных художественных институций и музеев, создательницы частных коллекций и экспериментальных мастерских — женщины играли важную роль в русском искусстве, и не только как художницы. Forbes Woman вспоминает тех, без кого не было бы значимых произведений, выставок, целых художественных направлений и индустрий

Людмила Лунина

Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940 год. (Фото Legion-Media)

Женщины в русском искусстве, вопреки стереотипам, не ограничивались ролями безмолвных натурщиц, объектов страсти или соратниц на вторых ролях. Отвоевав в XIX веке свое право быть профессиональными художницами, менее чем через 100 лет они стали возглавлять многие направления художественного производства.

Первыми профессиональными художницами в России были иностранки. Самая успешная из них — портретистка Элизабет Виже-Лебрен, многократно писавшая во Франции Марию-Антуанетту, а в Санкт-Петербурге создавшая более 50 портретов придворных. Этому мастерству обучались и многие русские аристократки, и дочери художников, рисовавшие, что называется, по наследству. Но в отличие от Виже-Лебрен или другой художницы, англичанки Ангелики Кауфман, для них творчество не было источником средств существования.

Первые профессиональные русские художницы появились в середине XIX века после того, как в конце 1830-х при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. В 1842 году были основаны женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. Женщин начали принимать в Академию художеств как вольнослушательниц. В 1873 году академия отказалась от гендерного разделения учеников: сначала ученицам разрешили посещать мужские классы, а с 1893 года женщины и мужчины начали поступать и учиться на равных. С этой профессии для женщин было снято табу, и созвездие художниц, образовавшееся в России в конце XIX века, — прямой результат гендерного равноправия в обучении.

Ольга Розанова. Автопортрет, 1912 год. (Фото Legion-Media)

Добившись права на профессиональную реализацию, женщины в художественной индустрии, от великой княгини Марии Павловны, заправлявшей в Академии художеств, до Елены Поленовой с Елизаветой Мамонтовой, тут же заявили о себе как о талантливых руководительницах. А Мария Тенишева создавала в своих имениях художественные мастерские, продукция которых была не только высочайшего уровня (ее, например, показывал Сергей Дягилев на выставке русского искусства в Венеции в 1907 году), но и приносила неплохой доход.

Усилиями женщин-руководительниц формировался культурный ландшафт страны. После революции 1917 года в государственных органах на благо нового общества трудились «амазонки авангарда»: в роли советских чиновниц предста ли и Ольга Розанова, и Любовь Попова, и Александра Экстер, и Вера Мухина. Такие феноменальные карьеры, как полу вековое директорство Ирины Антоновой в ГМИИ им. А. С. Пушкина, или спорное руководство Министерством культуры СССР Екатериной Фурцевой, возникали потому, что профессиональная среда была полна женщин — пусть менее заметных и менее известных, но не менее значимых. Forbes Woman собрал истории выдающихся женщин, чей вклад в отечественное искусство остается недооцененным, но неоспоримо важным.

Княгиня Мария Тенишева (1858–1928): создательница мастерских

Незаконнорожденная Мария фон Дезен (фамилия отчима), по слухам, была дочерью Александра II. Всю жизнь она испытывала острую жажду любви и свободы: рано вышла замуж, родила дочь, но, разочаровавшись в муже, уехала в Париж изучать вокальное искусство. Помимо певческого дара, Мария была одарена художественным талантом и долго разрывалась между пением и живописью. Они оказали значительное влияние на ее дальнейшую жизнь.

В возрасте 36 лет она вышла замуж во второй раз — за богатого русского промышленника, увлеченного ученого и талантливого музыканта князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Этот союз открыл перед ней новые возможности. Княгиня Тенишева стала одной из крупнейших меценаток России: открыла художественную школу в Санкт- Петербурге (1895–1903), пригласив в качестве руководителя академика Илью Репина, создала несколько детских образовательных учреждений в Брянском уезде Орловской губернии и в Смоленской губернии, где находились обширные имения супругов, финансировала археологические раскопки. Она собрала обширную коллекцию акварелей и часть ее подарила Русскому музею. В 1898 году Тенишева выступила соучредителем журнала «Мир искусства». На протяжении многих лет оказывала финансовую поддержку проектам Сергея Дягилева. Всегда была готова протянуть руку помощи нуждающимся в средствах художникам (ее помощью неоднократно пользовался Лев Бакст). Одной из первых Тенишева оценила неповторимый и загадочный талант Михаила Врубеля. «С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества чело век, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили», — писала княгиня в мемуарах «Впечатления моей жизни», выпущенных во Франции в 1933 году.

Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.·Шкатулка Алексея Зиновьева, созданная в мастерских Тенишевой в 1890-х. (Фото Legion-Media)

Главным делом жизни Марии Тенишевой стал центр народных ремесел в Талашкине, где она преодолевала разобщенность творческих людей, возрождала и развивала традиционную русскую культуру. В качестве наставников по ее приглашению в Талашкине работали Николай Рерих, Михаил Врубель, Сергей Малютин (в 1890 году вместе с токарем Василием Зведочкиным они создали первую матрешку).

«В моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Тенишева. Художники обожали писать эту высокую статную женщину с гордо посаженной головой: 10 ее портретов создал Репин. Есть портреты авторства Коровина, Врубеля, Серова, скульпторов Антокольского и Трубецкого. Всех победил Валентин Серов. Именно его работу Тенишева особенно любила и ценила.

Ее звездный час пробил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ее муж был назначен комиссаром русского раздела, а она стала художественным консультантом проекта. Готовясь к событию, супруги провели в Париже три года, отбирая экспонаты и разрабатывая художественную концепцию. Тенишева привлекла к работе Константина Коровина, который создал для русского павильона 30 монументальных полотен, за что был удостоен ордена Почетного легиона. Павильон кустарных промыслов, где была представлена в том числе и продукция знаменитых талашкинских мастерских, получил на выставке Гран-при. Во время выставки Мария Клавдиевна организовала торжественный прием на 250 персон, где гостям, помимо прочего, дарили уникальные и изысканные меню, от руки оформленные ведущими русскими художниками.

В 1907 году Мария устроила в Лувре впечатляющий показ своей гигантской коллекции русского народного и церковного искусства, насчитывавшей порядка 6000 экспонатов. За четыре месяца выставку посетили 78 000 зрителей. Тенишевой поступали предложения о продаже коллекции, но она, движимая патриотическими чувствами, отказалась и вернула все вещи в Россию. В 1909 году Тенишева открыла в Смоленске музей «Русская старина», где экспонировались собранные ею сокровища. Из 10 000 работ, подаренных княгиней городу, до наших дней дошли лишь 4000. Сейчас предпринимаются усилия музей возродить.

Мария Тенишева предвидела надвигающиеся потрясения и в 1905 году уехала в эмиграцию, избежав ужасов революции и разграбления любимого ею Талашкина. Последнее десятилетие ее жизни прошло во Франции, где она не переставала заниматься творчеством, увлеклась эмальерным искусством и, подводя итоги, написала книгу «Впечатления моей жизни».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь к океану Путь к океану

Если вы хотите узнать Кению, надо проехать хотя бы полстраны

Вокруг света
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Только наука: сколько времени нам нужно, чтобы влюбиться Только наука: сколько времени нам нужно, чтобы влюбиться

Сколько часов, минут и секунд нужно человеку, чтобы привязаться к партнеру?

ТехИнсайдер
Заново начать Заново начать

Стас Пьеха откровенно об обидах, зависимостях, понимании себя и прощении

Psychologies
Как нехватка сна влияет на ваши внешность и тело? Эксперты дали полный ответ Как нехватка сна влияет на ваши внешность и тело? Эксперты дали полный ответ

Регулярные ночные недосыпы могут привести к серьезным проблемам со здоровьем

ТехИнсайдер
Отложи трубку! Отложи трубку!

Разбираемся, как перестать думать о бывшем и больше никогда ему не звонить

Лиза
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Как правильно бегать в темное время суток Как правильно бегать в темное время суток

Руководство для всех спортсменов-полуночников

Maxim
Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога

Чем можно объяснить неверность? Стоит ли признаваться в ней партнеру?

Psychologies
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
«Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы «Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы

Действительно ли с помощью карт можно предсказывать будущее?

Psychologies
Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет

Что надеть в самолет, чтобы перелет не превратился в сущий ад?

ТехИнсайдер
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Расхитители гробниц Расхитители гробниц

Как арт-карабинеры возвращают похищенные произведения искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как стать добрее: пошаговая инструкция от психолога Как стать добрее: пошаговая инструкция от психолога

Как же отыскать способы стать добрее?

Psychologies
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Фото на документы Фото на документы

Фото, которых не было при Сталине и снимки цветка папоротника

Автопилот
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Открыть в приложении