Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизньИстория

Гений чистой пустоты

Андрей Савченко, инженер.

Концепт-кар Sbarro Orbital с бесступичными колёсами, представленный на автосалоне в Женеве в 2009 году. Фото: Norbert Schnitzler/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

Изобретение колеса перевернуло всю историю человечества. И, пожалуй, именно это изобретение сразу отделило человека от животных. Палочки, камни и другие «инструменты» вполне успешно используются самыми умными представителями фауны, но вот колесо — это признак настоящего Homo sapiens, который когда-то сообразил, что если в нечто круглое воткнуть палку, то такая штуковина сможет многое.

С помощью колеса, прежде всего, можно возить грузы и молоть зерно. «Блин», вырезанный из бревна, на деревянной оси оказался куда удобнее волокуши, а каменный жёрнов на мельнице позволил без особых усилий превращать в муку пшеницу и рожь. С тех пор люди продолжали изобретать колесо и весьма преуспели в этом. Оно породило наземный транспорт, для него были построены дороги, в том числе железные — колесо стало символом технического прогресса. За тысячелетия своего существования оно обзавелось спицами, шинами, подшипниками, тормозами. Но базовым элементом колеса всегда была:

Фото: michael avina/flickr.com

Ось...

Так и оставалась бы она на своём центральном месте, если бы в 1939 году в Италии не появился на свет человек по имени Франческо Зефферино Сбарро, будущий токарь и тракторист, ставший впоследствии знаменитым на весь мир… швейцарским автомобильным дизайнером.

Колесо и ось из ясеня, найденные в Люблянских болотах (Словения) и датируемые 3300—3100 годами до н. э. Уже 5000 лет назад в Европе существовали разные традиции изготовления повозок: где колесо крутилось на неподвижной оси или где колесо вращалось вместе с осью (как на фото). Фото: Petar Milošević/Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Похожая на сценарий фильма биография 18-летнего Франческо началась в 1957 году, когда охота к перемене мест и любовь к технике заставили его покинуть родную деревню Презичче и переехать в Швейцарию. За два года работы в кабине трактора на склонах предгорий Альп юноша не только изучил материальную часть, но и обзавёлся некоторым начальным капиталом. Это позволило ему открыть автомагазин в сотрудничестве с самим Карлом Боргвардом, известным немецким автомобильным конструктором. Именно тогда бывший тракторист решает проектировать и строить автомобили самостоятельно. Но по-настоящему фортуна улыбнулась Франческо после перехода к Джорджо Филипинетти, владельцу гоночной команды Scuderia Filipinetti. Сбарро поразил начальника своей работоспособностью, хваткой и целеустремлённостью. В результате бойкий и рукастый итальянец назначается в 20 лет главным механиком команды!

Молодой Франко Сбарро за рулём своего первого прототипа, 1959 год. Источник: Franco Sbarro. La mécanique dans le sang, sbarro.phcalvet.fr

Набираясь практического опыта, в 1965 году он строит на базе знаменитого Volkswagen Karmann Ghia 1600 свой первый спортивный автомобиль Coupe Filipinetti I, названный в честь шефа. А через пару лет из ворот скудерии выкатывается уже Coupe Filipinetti II.

Весной 1968-го Сбарро, сменивший имя Франческо на интернациональное — Франко, наконец-то обретает самостоятельность и создаёт в здании бывшей табачной фабрики собственную фирму ACA (Atelier de Construction Automobile). Помимо подготовки машин к соревнованиям здесь рождаются спортивный прототип Dominique III и дорожные варианты Ford GT40 и Lola T70 Slooghy.

С 1973 года Франко Сбарро — постоянный и желанный участник Женевских автосалонов, где каждый раз он представляет публике оригинальную новинку, а то и несколько, теперь уже именно в дизайнерском смысле. Без него Женевский салон напоминал, скорее, суп без соли или даже соль без супа. Что интересно, у нового дизайнера не было не только технического и художественного образования, но и какого-то определённого фирменного стиля — все его произведения словно созданы разными людьми. В этом заключается его главное отличие от итальянских «великих скрипичных мастеров» автодизайна, таких как Джакоза, Бертоне, Пининфарина или Джуджаро, почерк которых виден сразу. Но зато у Сбарро была неуёмная энергия на грани авантюризма и завидная плодовитость в идеях и их воплощении в металл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Монархист во главе республики Монархист во главе республики

Гинденбург и представить себе не мог, что превратится в общенациональный символ

Дилетант
Форрест Гамп отдыхает Форрест Гамп отдыхает

Иногда я думаю: что будет с этим миром, когда я закончу бегать?

Men Today
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Возможности перевода Возможности перевода

Российские банки налаживают возможности по переводу денежных средств за границу

Ведомости
От факелов до светодиодов: история эволюции светильников От факелов до светодиодов: история эволюции светильников

История эволюции светильников от древних времен до нашей эпохи

ТехИнсайдер
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Место силы Место силы

Финский залив, сосны… Деревянный дом со сплошным остеклением стены

Идеи Вашего Дома
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней 3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней

Ученые создали биомиметические модели полового члена свиньи с помощью 3D-печати

N+1
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дерево, полное макарон Дерево, полное макарон

Эти деревья с плодами, похожими на макаронины, неизменно вызывают интерес

Наука и жизнь
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
6 советов женщине, муж которой не хочет детей 6 советов женщине, муж которой не хочет детей

Вы всегда мечтали стать матерью, а ваш партнер хочет «пожить для себя»?

Psychologies
Ледовый капитан Ледовый капитан

TANK 400 цвета «ольхон» рядом с одноименным островом

Автопилот
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Открыть в приложении