Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

ВедомостиКультура

Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Наталья Витвицкая
пт. 7.03.2025

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей: на ее счету работы в оперных, балетных, драматических театрах России, Польши, Италии, Латвии и др. Ее конек – музыкально-пластические спектакли, в которых танец является отражением слова, а артисты должны уметь все. В 2008 г. Сигалова получила премию «Золотая маска» за хореографический спектакль «Кармен. Этюды» с формулировкой «за плодотворный синтез хореографии и драмы». В самых ярких ее спектаклях – «XX век. Бал» МХТ имени А. П. Чехова, «Моя прекрасная леди» театра ТОТ, недавнем «Щастье!» Театра имени Моссовета – зрелищность сочетается с ясным и всегда содержательным посылом, смыслами.

Большое и важное место в жизни Сигаловой занимает преподавательская деятельность – она возглавляет кафедры сразу в двух театральных вузах – Школе-студии МХАТ и ГИТИСе. Также Сигалова снимается на телевидении и в кино. Главная роль в сериале Евгения Сангаджиева «Балет», который вышел в 2023 г., заставила многих думать, что образ Руты Майерс списан с нее. В интервью «Ведомостям» хореограф рассказывает, что ее экранная Майерс – это «другой человек», рассуждает о том, почему артисты обязаны знать историю, а режиссер не должен навязывать зрителю свою трактовку. А также дает мастер-класс – как подготовить студентов к театру.

«Никто не должен думать так, как я»

– Как родилась идея ставить именно «Клопа» Владимира Маяковского? Что показалось особенно необходимым именно сегодня?

– Дотянуться до Маяковского всегда хочется. Но когда ты читаешь его пьесы, понимаешь, что они, как мне кажется, стали сложными для высказывания через них необходимых сегодня моментов. На основе произведений Маяковского Юлий Черсанович Ким сделал свое произведение. Плюс композитор Владимир Сергеевич Дашкевич. Два классика, которые разговаривают с сегодняшним днем. Мне показалось, что это тот материал, который мне сегодня нужен.

Уже давно с Женей Марчелли (художественный руководитель Театра имени Моссовета. – «Ведомости») мы говорили про «Щастье!», но то я была занята, то у него в театре что-то, и как-то мы никак не могли совпасть. Когда Женя сказал, что есть период для выпуска и, несмотря на то что этот период совпал с моими репетициями в МХТ имени Чехова, я все равно согласилась. И я очень рада, что сделала это. Во-первых, я дружила со многими в этом театре, здесь долго шел «Casting/Кастинг» (спектакль режиссера Юрия Еремина, в котором Алла Сигалова играла главную роль, а также была хореографом-постановщиком. – «Ведомости»). Театр очень меня поддержал, когда мне было совсем плохо, поэтому я очень благодарна ему, этим людям, этим стенам. Мне важно, что я снова сюда вернулась. Кажется, как будто не уходила. Во-вторых, я еще Мишу Тройника привела с собой. Хотя работа тяжелая, но это была радость, ощущение возвращения в свой дом.

– Почему на главную роль Присыпкина вы выбрали именно Тройника – человека не из труппы?

– Я стараюсь, чтобы Миша появлялся везде, где я работаю. Столько было моментов, когда я могла с ним соединиться в работе, но каждый раз что-то случалось, срывалось. Женя Марчелли так открыто и сказал: «Если он тебе нужен, то конечно». Мне кажется, что Миша Тройник настолько неординарный человек, неординарная личность, он существует вне каких-то рефренов, банальностей, штампов. Еще в нем бешеная энергия, он абсолютно сумасшедший.

Я же была его учительницей, и он сложно шел в Школе-студии, потому что никто не мог понять, что он такое вообще, как этот «ларчик открывается». Но я моментально к нему привязалась, и всегда, всегда мне хотелось с ним работать. Мне кажется, что у нас очень дружеские отношения. И я горжусь тем, что он сыграл здесь главную роль. Мне кажется, что произошло открытие какого-то особенного театрального организма.

– Спектакль – это всегда возможность высказаться. Что вам хотелось сказать?

– Мне кажется неправильно, когда автор навязывает зрителям свое высказывание. Люди, зрители – это не однородная публика, это отдельные личности, которые имеют право на свое суждение, на свое восприятие, на свою трактовку. Вот я что-то скажу и, значит, вы должны так думать? Нет. Никто не должен думать, как я. Вы свободны, все свободны.

– И все же. Как вы оцениваете реакцию публики? Чувствуете ли вы, что ей необходимо, подстраиваетесь или не думаете об этом?

– Зрители приняли спектакль. По крайней мере на тех показах, на которых была, я это видела. Мне это очень важно, это прекрасно. Но когда ты делаешь спектакль, разве ты об этом думаешь? У меня вообще таких мыслей нет.

– А если говорить про музыкальный материал. В чем его фишка? Он вас зацепил?

– О да. Во-первых, это безумно талантливо. Во-вторых, это все основано на городском фольклоре, на городском романсе, на том музыкально-песенном творчестве, которое присуще именно русскому человеку. Владимир Сергеевич создал потрясающий музыкальный калейдоскоп. Это все очень узнаваемая музыка, но в то же время она обработана выдающимся композитором.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Есть вопрос Есть вопрос

Что такое хорарная астрология и как ей пользоваться

Лиза
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа

Как правильно воспринимать произведения искусства?

Psychologies
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь

Как программа «12 шагов» помогает избавиться от зависимости?

Psychologies
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое

Как отстоять границы новой семьи, когда за них так и норовит зайти экс-партнер?

Psychologies
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
У нас отмена У нас отмена

Какие механизмы стоят за молохом культуры отмены и насколько они прочны

Men Today
Дом творчества Дом творчества

Современная интерпретация классической писательской дачи

Идеи Вашего Дома
Простыня и искусство Простыня и искусство

Текстиль как новый модный материал

Weekend
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
«Человек — это богатство, главное, что есть на Земле» «Человек — это богатство, главное, что есть на Земле»

Алла Сигалова — о любви и коварстве, добре и зле, цинизме и совести

OK!
Колорблок Колорблок

Как стереть с лица пятьдесят оттенков сепии? Помогут экспосом-чекап и SPF

Собака.ru
Современный комфорт Современный комфорт

Просторная квартира для молодой семейной пары с детьми в минималистском стиле

SALON-Interior
Шоу Трумена Шоу Трумена

Ксения Соколова — о любви и тайнах в детективе с самой собой в главной роли

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Открыть в приложении