Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях
Бабушка Пушкина встречалась с индусом, Александр Дюма украл чужую рукопись, а Стивен Кинг убил Джона Леннона по заказу правительства США – настоящие шекспировские страсти в материале «Правил жизни» о теориях заговора вокруг литераторов.

Пушкин – это Дюма
27 января 1837 года в Санкт-Петербурге на Черной речке был смертельно ранен французом Дантесом главный литератор России Александр Пушкин. Вскоре после этого во Франции появляется свой главный литератор – Дюма, и тоже Александр. Совпадение? Нет, подумали россияне, которые не хотели терять любимого поэта и бунтаря. И действительно, Пушкин и Дюма очень уж во многом похожи.
Во-первых, тип внешности: оба смуглые, кудрявые южане с чуть вывернутыми губами. На портретах в молодости – вообще одно лицо! Во-вторых, предки-туземцы: у Пушкина – прадед-эфиоп Ганнибал, он же арап Петра Великого, а у Дюма – бабушка по отцовской линии МарияСессета Дюма, чернокожая рабыня с Гаити. Ее вроде даже купил французский маркиз Дави де ля Пайетри «за баснословные деньги», прижил с ней сына Тома-Александра Дюма (отца будущего писателя), а когда она ему наскучила – отправил ее в дальний уголок своих имений.
И Пушкин, и Дюма обладали взрывным южным темпераментом, отказывались подчиняться дисциплине, любили кутежи, женщин, активно участвовали в политике. Но главный козырь любителей этой теории – обстоятельства похорон Пушкина. Почему поэта хоронили в закрытом гробу? Зачем объявили, что отпевание будет в одной церкви, а тело тайно отнесли в другую? И почему оказалось, что Пушкин успел привести в порядок финансовые дела, записать все свои долги и письменно попросить царя Николая I позаботиться о его вдове и детях?
Не потому ли, что все это было лишь инсценировкой смерти, позволяющей Пушкину покинуть холодную Россию с ее жестокой монаршей диктатурой и продолжить писать в теплой и демократичной Франции? Все эти совпадения выглядят до того ловкими, что даже не хочется вспоминать, что Александр Дюма явился во французский высший свет и стал встречаться с дворянами и писать в 1822 году – за 15 лет до трагической дуэли Пушкина.
Нет, Пушкин – это цыган. Или индус...
Да-да, а вовсе не отпрыск африканского прадедушки! Похоже, эта теория родилась благодаря театральной семье Жемчужных. Они обнаружили пьесу о Пушкине авторства Ивана Ром-Лебедева, советского писателя и драматурга, и поставили по ней спектакль в 2016 году.
Ром-Лебедев в своей работе сложил воедино некоторые разрозненные факты и предположения о жизни Пушкина и людей, окружавших его. Согласно его теории, прабабушка Александра Сергеевича еще до замужества с Ганнибалом состояла в любовной связи с Визапуром – Александром Ивановичем Порюс-Визапурским, дворянином-эмигрантом индийского происхождения.
Визапур действительно имел, по воспоминаниям современников, много общего с Пушкиным. Он был смугл и кучеряв, характер имел взрывной, был страшным оригиналом и тоже писал стихи! Правда, обычно это были мерзкие эпиграммы – за что Визапура в высшем свете не любили.
До своей женитьбы в 1803 году Визапур служил в лейб-гусарском полку, писал стихи, фраппировал дам в салонах, летал на воздушном шаре и даже собирался устроить политическую поездку в Индию (правда, доехал только до Астрахани). Видимо, в это же время он и должен был соблазнить бабушку Пушкина – ведь они якобы были соседями по имению. Жаль только, что никакого имения в 1799 году у юного Визапура не было, он получит его гораздо позже – как приданое жены.
При чем тут цыгане – непонятно. Спросите Жемчужных.
Дюма – это Дюма, но "Трех мушкетеров" он не писал
Сегодня Александр Дюма – старший – признанный романист. Но в те годы, когда он работал и публиковался, было совсем иначе. Во Франции Дюма считали беллетристом, автором развлекательных книжек, интересных только подросткам. Так продолжалось полтора века: только после миллениума во Франции стали появляться серьезные исследования его произведений.
Отчасти поэтому французы любят пересказывать теорию, что Дюма вовсе не автор своих книг, что он только присвоил труды другого человека – историка и драматурга Огюста Маке. Согласно этой теории, «Трех мушкетеров» написал Маке и отдал рукопись Дюма, чтобы тот прочел, а ушлый Дюма присвоил ее и издал! Любители этой теории напоминают, что существует даже документ, описывающий, как Маке судился с Дюма за это произведение.
Все это отчасти правда. Огюст Маке действительно написал «Трех мушкетеров» – но не сам, а вместе с Дюма. Они познакомились в 1839 году, и это была уже третья их совместная работа: Маке подбирал историческую фактуру, Дюма создавал красивый и интересный текст, затем они издавали роман по главам в парижской газете «Ле Сьекль» и получали гонорар.
Довольно скоро парижане начали смеяться над их «фабрикой романов», и Дюма попросил Маке отказаться от прав на произведения, чтобы не выглядеть посмешищем. Маке же оскорбился и подал в суд, заявляя, что он – главный автор. В качестве доказательства он принес свои (более ранние) варианты глав, которые отправлял на доработку Дюма. Суд посмотрел и заявил, что эти сухие и ходульные тексты доказывают обратное: «Все лучшее в этой книге, все, что придает ей колорит и жизненность, исходит от Дюма».