«Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов
Нарушения прав потребителей, правообладателей брендов и производителей с развитием интернет-торговли обретают угрожающие масштабы. Поэтому упорядочить ее в спешном порядке стремятся и власть, и участники рынка розничной торговли

Как обеспечить прозрачность продаж в Сети, обезопасить потребителей от контрафакта, а добросовестных производителей и поставщиков — от нечестной конкуренции? Как уравнять в правах неподконтрольных онлайн-агрегаторов и зарегулированную продуктовую офлайн-розницу, которая очень хочет, но не может работать по модели маркетплейсов? Эти и другие проблемы горячо обсуждались на Неделе российского ретейла — 2025: именно сейчас верстается законопроект «О платформенной экономике», где впервые будут прописаны правила игры для стремительно растущей российской интернет-торговли.
По подсчетам участников рынка, до 40% брендированных товаров на российских онлайн-площадках — контрафактные и потому стоя́ т порой кратно дешевле оригинала. Это вводит в заблуждение потребителей и рушит продажи добросовестных участников и экономику производителей. Не случайно мемом нынешнего отраслевого форума розничной торговли стали «кроссовки Алексеева», которые основатель DNS Дмитрий Алексеев купил на маркетплейсе в четыре раза дешевле фирменных, но так и не смог понять, за счет чего такая разница в цене, а главное, кто и где их произвел. И никто не сумел этого объяснить — ни ему, ни миллионам российских потребителей. Как выяснилось, у законодателей и участников рынка нет единого представления о том, каким должен быть механизм фильтрации теневых товаров в Сети — особенно с учетом узаконенного параллельного импорта, позволяющего на период санкций скрывать страну происхождения продукта и цепь его поставок.
Ретейлеры захотели стать маркетплейсами
Неделя российского ретейла — 2025 запомнится многим: это последний год, когда интернет-розница живет, по сути, в условиях вольницы, не имея базового регулирования. Существующий общеотраслевой Закон о торговле ее не касается в силу специфики работы онлайн-торговли — по схеме витрины, предлагающей чужой товар, а не магазина. Такое положение дел мало кого беспокоило, пока интернет-продажи не вошли в нашу жизнь тотально: если еще в 2010 году в Сети совершалась каждая десятая розничная покупка, то сейчас — каждая шестая. В прошлом году объем онлайн-сделок вырос на 40%, до 8,77 трлн рублей, составив 16,2% в общем объеме розничной торговли. За первый квартал этого года оборот интернет-продавцов увеличился еще на 36%, достигнув 18,3% от всей розницы, что говорит о стремительности перехода потребителей на сетевые торговые площадки.
При этом законодательно система взаимоотношений сторон никак не регулируется. Да, у покупателей есть Закон о защите прав потребителей, но в Сети он в основном обеспечивает бесперебойный возврат товара и гарантирует ответственность производителя за его качество. Не выстроены отношения селлеров с поставщиками и с самими маркетплейсами, на которые продавцы регулярно жалуются из-за не всегда обоснованного повышения комиссий, понуждения к убыточным скидкам, перекладывания на них издержек за невозврат или порчу товара и прочие внезапные изменения условий текущих договоров в одностороннем порядке. Нет также общего порядка оформления товара на витрине с приложением сопутствующих документов, что мешает определить происхождение продукции как потребителям, так и органам власти. Поэтому в прошлом году в проекте закона о платформенной экономике и появился раздел о цифровой торговле.
Новый закон должен установить единые правила для цифровых платформ, включая маркетплейсы и классифайды. В частности, в документ включены меры, которые защищают продавцов от принудительных скидок на их товары, вводятся требования к прозрачной поисковой выдаче, наличию обязательной досудебной системы разрешения споров. Законопроект также разграничивает обязанности поставщиков и агрегаторов торговых платформ по взаимодействию с потребителями, определяет критерии оформления и сопровождения товаров на электронных площадках и многое другое.
Однако в нем не прописана возможность работать по модели маркетплейсов традиционной офлайновой рознице, от которой уходят не только покупатели, но и поставщики (видимо, тоже уставшие от жестких условий ретейлеров по ценам и положению товара на полке). Сложившуюся ситуацию намерена исправить Ассоциация компаний оптоворозничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейшие торговые сети и предлагающая ослабить регулирование реальных точек продаж, сняв ограничения на применение агентских схем при продаже продуктов через аффилированные с сетями маркетплейсы.
«Дело в том, что сейчас по закону “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ” торговым сетям нельзя принимать для реализации продовольственные товары по посредническим договорам, в частности по агентским, договору поручения или комиссии, — рассказывает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. — Поэтому сети сначала выкупают все товары у поставщиков, а уже потом их продают — пусть и рассчитываются позже, но и ответственность перед потребителем несут как собственники. Это мешает им открывать собственные маркетплейсы, где можно выставлять на полку товары сторонних продавцов, например мелких производителей, которым путь в крупные торговые сети закрыт из-за небольших объемов». Тем самым, отмечает эксперт, сильно тормозится развитие офлайн-сетей, которые уже сейчас продают продукты дистанционно, но не по модели маркетплейса, позволяющей масштабировать прибыль кратно за счет увеличения предложения от сторонних поставщиков.
В то же время на маркетплейсы это требование не распространяется, поскольку они не являются продавцами, а лишь предоставляют услуги виртуальной витрины, включая сервисы платежей, хранения, доставки и рекламы. Поэтому маркетплейсы все уверенней отвоевывают свою нишу в продуктовой рознице: по данным АКОРТ, в прошлом году она достигла уже 17% от всего оборота электронной коммерции в России, хотя еще десять лет назад измерялась долей процента. «Мы тридцать пять лет в ретейле, который тоже начинался с того, что продавал место на полке, — говорит