Французское влияние в мягком подбрюшье России
Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии, пользуясь плодами «мягкой силы» тридцатилетней выдержки

Статус постоянного члена в Совбезе ООН, ядерное оружие, сильнейшая армия в Евросоюзе — неплохой багаж преимуществ для влиятельной державы. Однако его компенсирует пестрая палитра проблем и неудач последних лет. Зависимость экономики от импорта природных ресурсов и утрата влияния в бывших колониях — ключевые из них. Речь идет о Франции, и, конечно, власти Пятой республики прилагают массу усилий для сохранения и укрепления своих позиций, в том числе в регионах, не относящихся к приоритетным. Так, французская дипломатия очевидно сосредоточилась на Средней Азии, которая не только заинтересована в европейском внимании и инвестициях, но еще и обладает множеством важных экспортных продуктов, в том числе ураном, внезапно ставшим дефицитным для французской атомной энергетики.
Еще в конце 2023 года хозяин Елисейского дворца Эммануэль Макрон лично посетил Казахстан и Узбекистан. С тех пор динамика товарооборота только выросла, а партнеры с новыми проектами уже спешат в Париж с ответным визитом.
В 2024 году во Францию приехал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он подчеркнул: «Необходимо, чтобы такие средние державы, как Казахстан, использовали свои возможности для продвижения многостороннего диалога и обеспечения глобальной и региональной стабильности… В этом плане Астана рассчитывает на сотрудничество с Парижем, у которого есть безусловный авторитет на международной арене и богатейший дипломатический опыт».
В марте 2025 года примеру соседа последовал и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Он подписал с французами соглашение о стратегическом партнерстве, которое включает в себя десятки договоров: от новых проектов в горнодобывающей промышленности до создания Франко-узбекского университета. Общий инвестиционный портфель совместных проектов достиг рекордной отметки — 12 млрд евро.

Среди прочего было подписано соглашение между французской компанией Orano и государственным предприятием «Навоийуран». Документ предусматривает совместное освоение урановых месторождений и развитие соответствующей промышленной инфраструктуры. Средняя Азия буквально спасает французскую энергетику от рисков сырьевого голода.
Трудности бывшей империи
На атомных электростанциях производится 72% французской электроэнергии. Для этого стране необходимо завозить уран. Важным поставщиком долгое время был Нигер, бывшая французская колония. Он обеспечивал 20% всего ввозимого урана в страну. Экономическое сотрудничество закреплялось присутствием в стране французских силовиков, боровшихся с терроризмом.
Однако государственные перевороты в Мали, Буркина-Фасо и Нигере вынудили французских военных покинуть регион. Более того, эти страны пересмотрели и свои экономические отношения с Парижем. В частности, новое правительство Нигера в 2023 году отозвало лицензию дочерней компании Orano на разработку одного из крупнейших урановых месторождений в мире Имурарен, запасы которого превышают 200 тыс. тонн.
Другим важнейшим поставщиком урана для Франции была Россия. Помимо прочего, французы отправляли к нам отработанный уран, мы его дообогащали и возвращали на нужды французских АЭС. Но текущий конфликт на Украине и эскалация антироссийской политики заставляют Париж искать альтернативные источники.
Неудивительно, что взор Парижа пал на Среднюю Азию. Регион привлекателен для французов с нескольких позиций. Выход туда позволяет активнее продвигать экспорт товаров и услуг в странах, опасающихся зависимости от соседей. Кроме того, это хорошая возможность расширить политическое влияние в непосредственной близости от России и частично компенсировать утрату былого влияния в Западной Африке, в том числе «благодаря» активности Москвы.
И, пожалуй, самое главное — доступ к богатейшим природным ресурсам региона. Казахстан занимает первое место в мире по запасам урана, Узбекистан — пятое.
Экономический интерес
Еще в начале 1990-х годов Париж выделил для себя Астану, Ташкент и Ашхабад в качестве приоритетных экономических партнеров. Выбор закономерен, учитывая запасы природных ресурсов в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. Общая политическая и экономическая закрытость Туркменистана не способствовала серьезному развитию торговых и культурных связей, а вот его соседи с энтузиазмом воспринимали инвестиционную и торговую активность Парижа.
Необходимо иметь в виду экономико-географическое положение государств Средней Азии: отсутствие выхода к открытым морям, близость «взрывоопасного» Афганистана, протяженные границы с Россией и Китаем и связанная с этим логистическая зависимость местных экономик от крупных держав. Так что интерес местных игроков к сотрудничеству с западными партнерами закономерен. Примером тому в 1990-е и 2000-е годы стало размещение американских военных баз в Киргизии и Узбекистане — страны региона старались использовать свое выгодное положение вблизи Афганистана для активизации сотрудничества с участниками антитеррористической коалиции.
И здесь США могли бы плотно утвердить себя как приоритетного партнера в регионе. Однако повышенное внимание Вашингтона к демократизации авторитарных элит региона серьезно охладило их интерес к активизации сотрудничества с американцами. Что впоследствии привело к выводу американских военных баз. А уход США из Афганистана заставил сомневаться в нерушимом статусе сверхдержавы.