Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдерИстория

«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

b92184e740a3a98a893e425547c26382_ce_1920x1280x0x19.jpg
Фото предоставлено Главархивом

90 лет назад по тоннелям Сокольнической линии поехали первые поезда. Сегодня метрополитен столицы — крупнейший в Европе по пассажиропотоку. Но за привычным комфортом стоят десятилетия изобретений и технической смелости. Вместе с машинистами разбираемся, как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ технологического городского прогресса.

Первые поезда: тип «А» — будущее на колесах

В начале века городской транспорт Москвы не был «заточен» под удобство. Но от метро и не требовалось «просто быть». Власти задумали его как манифест будущего, и поезда должны были соответствовать.

Вагон типа «А»
Осмотр вагона типа «А» инженерами. Фото предоставлено Главархивом

Проектирование на Мытищинском вагоностроительном заводе началось в 1933 году параллельно со строительством тоннелей. Главный конструктор Петр Травин столкнулся с проблемой: «Какой поезд брать за основу?». Одни считали, что можно пустить существующие электрички, другие, что можно скопировать заграничные поезда. Компания Siemens даже хотела бесплатно привезти в Москву вагон в надежде на крупный контракт.

Ранние составы метрополитена
Ранние составы метрополитена успешно перевозят пассажиров. Фото предоставлено Главархивом

Но Травин пошел своим путем, объединив отечественный и зарубежный опыт. Вагоны создали за рекордные сроки, а за электрооборудование отвечал столичный завод «Динамо». Во время испытаний Сталин лично прокатился на одном из первых составов и остался доволен.

Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня». Стаж управления поездами — 24 года

«Первые составы типа "А" состояли из моторного и прицепного вагонов. В моторных монтировались по четыре соединенных параллельно тяговых электродвигателя мощностью 208 л.с. Затем появились четырех- и шестивагонные поезда»

006e61efa3ae30bc8ef908de5daf12f9.jpg

Интерьер типа «А» создавался так, чтобы не напоминать пассажирам, что они едут под землей: кожаные диваны, никелированные поручни, автоматические двери, линолиум на полу, зеркальные окна и светильники в форме тюльпанов. Технически вагоны были простыми, но продуманными: 50 сидячих мест при вместимости в 262 человека. Только за первый год они перевезли 41 млн человек.

Поезда  типа «А»: салон
Так выглядели первые поезда типа «А» внутри. Пресс-служба Московского метрополитена

Улучшения: от «Б» до «Д»

Уже в 1937 году выпустили вагоны типа «Б». В них убрали форточки и сделали вентиляцию, добавили плавный ход и аварийное освещение. Токоприемники начали устанавливать только на моторных вагонах, а стоимость эксплуатации снизилась.

Вагон типа «Б»
Вагон типа «Б». Фото предоставлено Главархивом

Как ни странно, но следующим типом вагонов в 1939 году стал не «В», а «Г», потому что новые составы были созданы для Горьковского радиуса. Сегодня это — «зеленая» Замоскворецкая линия. Такие составы уже похожи на привычные нам из-за сине-голубой окраски. Внутри установили новые светильники, форму вагона округлили и увеличили его на 470 мм — теперь в нем могло разместиться на 2 человека больше.

16f2cba669cbcf109af54350265bfd37_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена
812763e76a0550bfda97a5493c0fbc78_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена

«В серии "Г" все вагоны стали моторными. Внутри обновили оборудование, поэтому скорость выросла на 10 км/ч, до 75. А чтобы уменьшить износ тормозных колодок стали использовать электрическое торможение. На тот момент это был один из самых современных составов». Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века

Человечеству Людвиг Витгенштейн запомнился как величайший философ XX века

Maxim
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Добавьте изюминку Добавьте изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить интерьер загородного дома

Добрые советы
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Первоначально Юпитер был в 2 раза больше, чем сегодня Первоначально Юпитер был в 2 раза больше, чем сегодня

Магнитное поле юного Юпитера было в 50 раз больше, чем сейчас

ТехИнсайдер
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Любовь под пальмами Любовь под пальмами

Как отдохнуть, набраться сил и укрепить отношения в совместном отпуске

Добрые советы
Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек

ИИ против безопасности: почему компании теряют данные через ChatGPT

Forbes
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире

Самые впечатляющие подъемники, от которых захватывает дух

ТехИнсайдер
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.
Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад

Как инженеры запустили движители «Вояджера-1», молчавшие с 2004 года?

ТехИнсайдер
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Метеоризм Метеоризм

Почему метеоризм возникает даже у здоровых людей?

Здоровье
Глаза водителя: при каком зрении не стоит садиться за руль, даже если врач разрешил Глаза водителя: при каком зрении не стоит садиться за руль, даже если врач разрешил

При каких недостатках зрения стоит добровольно отказаться от вождения?

ТехИнсайдер
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Поворот не туда Поворот не туда

Какие районы Москвы в прошлом считались опасными?

Правила жизни
Усилием воли Усилием воли

Все о подготовке емкостей для консервирования

КАНТРИ Русская азбука
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Открыть в приложении