Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

ForbesИстория

Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

В 1920-х годах клиенты американских универмагов спорили о том, для кого выбирать розовую одежду — для девочек или для мальчиков. Сегодня вещи, игрушки и другие товары розового цвета считаются по умолчанию женскими, но такая ассоциация сложилась только в середине XX века. Forbes Woman рассказывает, как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Диана Иванова

Кадр из фильма «Барби»

Розовый — для мальчиков

«Если вы посмотрите на изображения эпохи Возрождения, вы увидите городские пейзажи, на которых гордо шествуют многочисленные мужчины в розовых одеждах, а также святых-мужчин, изображенных в розовом, что символизирует их положение», — говорит доктор Кэтрин Ковеси из Школы исторических и философских наук в интервью для Мельбурнского университета. Розовый краситель был крайне дорогим, поэтому позволить себе одежду такого цвета могли только мужчины высших сословий.

Во второй половине XVIII века и в первые годы XIX века розовый цвет нередко встречался в мужском гардеробе. Австрийский князь Шарль Жозеф де Линь и вовсе прославился как «розовый принц» — он активно использовал этот цвет (который к тому же был фамильным цветом де Линей) в интерьере и одежде.

Портрет Генри Фиеннса Пелэм-Клинтона, графа Линкольна, Гейнсборо Дюпон, вторая половина XVIII века

Времена менялись, и на рубеже XIX и XX веков розовый больше не воспринимался как изысканный: близкий к телесному, он стал считаться практичным. Женщины видели в нем цвет, подходящий для нижнего белья, а мужчины к тому времени давно отказались от разнообразия цветов в одежде. Тогда же некоторые магазины начали предлагать детскую одежду цветов, «соответствующих полу».

До начала XX века родители выбирали для детей одинаковые белые платья вне зависимости от пола. «Одежда, различаемая по половому признаку, считалась неподходящей для маленьких детей, чья асексуальная невинность часто упоминалась как одна из их главных прелестей», — упоминала историк Джо Паолетти в своей книге Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America. Также белую одежду можно было передавать от сестры к брату и от брата к сестре — далеко не у всех родителей были средства для того, чтобы одевать детей по-разному.

«Чистый белый цвет используется для всех младенцев. Если требуется другой цвет, то голубой — для девочек, а розовый — для мальчиков», — заявлял американский журнал Ladies Home Journal в 1890 году. В 1918-м тот же Ladies Home Journal определял «половую принадлежность» цветов уже более категорично: «Общепринятое правило: розовый цвет — для мальчиков, а голубой — для девочек. Причина в том, что розовый, как более «решительный» и насыщенный цвет, больше подходит мальчикам, а голубой, более нежный и изящный, больше подходит девочкам». Но единого мнения о том, какой цвет для мальчиков, а какой — для девочек, в обществе не было. Согласно опросу, проведенному журналом Time в 1927 году, в Бостоне, Кливленде, Новом Орлеане и Чикаго клиенты крупных универмагов выступали за розовый для мальчиков, а голубой — для девочек. В то время как в Филадельфии и на Манхэттене все было наоборот.

«Если говорить про нашу страну, то у нас в советское время новорожденных мальчиков обвязывали голубой лентой, а девочек — розовой еще из-за традиции XVIII века, так как эти ленты символизируют ордена двух святых: Андрея Первозванного на голубой ленте и святой Екатерины — на красной. Такими раньше награждали новорожденных членов императорской фамилии при крещении», — объясняет в разговоре с Forbes Woman историк моды и искусствовед Григорий Катаев.

Одной из главных причин популяризации гендерного разделения цветов стала «революция цвета» в рекламе XX века: маркетологи пришли к мнению, что цвет — это мощный инструмент влияния на потребителя. Развитие технологий производства красителей помогло расширить предложение товаров. «Послевоенный бэби-бум создал огромный рынок детских товаров. В западных странах, в первую очередь в США, производители, маркетологи и реклама по сути закрепили это гендерное маркирование цветов, поскольку оказалось, что продавать «розовые» и «голубые» товары стало очень выгодно. Результат так называемой революции цвета 1950-х годов — в моду вошли розовый, бирюзовый и желтый, которые олицетворяли оптимизм и благополучие послевоенного периода», — объясняет в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук и ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Жанна Чернова. Цветовое разделение было популярно не только в США, но и других странах, например в Нидерландах, Франции, России, Великобритании и Испании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Исследование показало что удовлетворенность жизнью имеет генетические корни Исследование показало что удовлетворенность жизнью имеет генетические корни

Черты личности и удовлетворенность жизнью в большей степени наследуются

Inc.
Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно» Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно»

Примеров успешных перезапусков я навскидку и не припомню

Коллекция. Караван историй
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений

Cicada 3301: кто и зачем публиковал эти загадки?

ТехИнсайдер
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
В Гераклее Синтике нашли шесть жертв древнего землетрясения В Гераклее Синтике нашли шесть жертв древнего землетрясения

Археологи обнаружили в Гераклее Синтике останки погибших во время землетрясения

N+1
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной

Зачем менять уровень мощности СВЧ-печи?

VOICE
На пороге больших перемен На пороге больших перемен

Россия встраивается в новую цифровую реальность

Эксперт
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии

Человек уничтожил уже 110 эндемиков в Макаронезии

N+1
От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР

Что стимулировало рост скоростей, какие рекорды ставили советские моряки на воде

ТехИнсайдер
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
Реинкарнация под запретом Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы и кто контролирует прокат страны

СНОБ
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
К успеху шел К успеху шел

10 лиц художника Ильи Машкова

Weekend
«Изюмительно» редкие: эти необычные сухофрукты вы еще не пробовали «Изюмительно» редкие: эти необычные сухофрукты вы еще не пробовали

Редкие виды сухофруктов для тех, кому хочется экзотики

ТехИнсайдер
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Хватит на всё Хватит на всё

Как экономить в большой семье: советы по управлению домашним бюджетом

Лиза
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Трудовая дисциплина Трудовая дисциплина

Об отношении Гвардиолы к тренировочному процессу и его системе мотивации игроков

Ведомости
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда

Как платформенная экономика трансформирует рынок труда и развивает регионы

РБК
Открыть в приложении