Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом
В 1920-х годах клиенты американских универмагов спорили о том, для кого выбирать розовую одежду — для девочек или для мальчиков. Сегодня вещи, игрушки и другие товары розового цвета считаются по умолчанию женскими, но такая ассоциация сложилась только в середине XX века. Forbes Woman рассказывает, как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Розовый — для мальчиков
«Если вы посмотрите на изображения эпохи Возрождения, вы увидите городские пейзажи, на которых гордо шествуют многочисленные мужчины в розовых одеждах, а также святых-мужчин, изображенных в розовом, что символизирует их положение», — говорит доктор Кэтрин Ковеси из Школы исторических и философских наук в интервью для Мельбурнского университета. Розовый краситель был крайне дорогим, поэтому позволить себе одежду такого цвета могли только мужчины высших сословий.
Во второй половине XVIII века и в первые годы XIX века розовый цвет нередко встречался в мужском гардеробе. Австрийский князь Шарль Жозеф де Линь и вовсе прославился как «розовый принц» — он активно использовал этот цвет (который к тому же был фамильным цветом де Линей) в интерьере и одежде.

Времена менялись, и на рубеже XIX и XX веков розовый больше не воспринимался как изысканный: близкий к телесному, он стал считаться практичным. Женщины видели в нем цвет, подходящий для нижнего белья, а мужчины к тому времени давно отказались от разнообразия цветов в одежде. Тогда же некоторые магазины начали предлагать детскую одежду цветов, «соответствующих полу».
До начала XX века родители выбирали для детей одинаковые белые платья вне зависимости от пола. «Одежда, различаемая по половому признаку, считалась неподходящей для маленьких детей, чья асексуальная невинность часто упоминалась как одна из их главных прелестей», — упоминала историк Джо Паолетти в своей книге Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America. Также белую одежду можно было передавать от сестры к брату и от брата к сестре — далеко не у всех родителей были средства для того, чтобы одевать детей по-разному.
«Чистый белый цвет используется для всех младенцев. Если требуется другой цвет, то голубой — для девочек, а розовый — для мальчиков», — заявлял американский журнал Ladies Home Journal в 1890 году. В 1918-м тот же Ladies Home Journal определял «половую принадлежность» цветов уже более категорично: «Общепринятое правило: розовый цвет — для мальчиков, а голубой — для девочек. Причина в том, что розовый, как более «решительный» и насыщенный цвет, больше подходит мальчикам, а голубой, более нежный и изящный, больше подходит девочкам». Но единого мнения о том, какой цвет для мальчиков, а какой — для девочек, в обществе не было. Согласно опросу, проведенному журналом Time в 1927 году, в Бостоне, Кливленде, Новом Орлеане и Чикаго клиенты крупных универмагов выступали за розовый для мальчиков, а голубой — для девочек. В то время как в Филадельфии и на Манхэттене все было наоборот.
«Если говорить про нашу страну, то у нас в советское время новорожденных мальчиков обвязывали голубой лентой, а девочек — розовой еще из-за традиции XVIII века, так как эти ленты символизируют ордена двух святых: Андрея Первозванного на голубой ленте и святой Екатерины — на красной. Такими раньше награждали новорожденных членов императорской фамилии при крещении», — объясняет в разговоре с Forbes Woman историк моды и искусствовед Григорий Катаев.
Одной из главных причин популяризации гендерного разделения цветов стала «революция цвета» в рекламе XX века: маркетологи пришли к мнению, что цвет — это мощный инструмент влияния на потребителя. Развитие технологий производства красителей помогло расширить предложение товаров. «Послевоенный бэби-бум создал огромный рынок детских товаров. В западных странах, в первую очередь в США, производители, маркетологи и реклама по сути закрепили это гендерное маркирование цветов, поскольку оказалось, что продавать «розовые» и «голубые» товары стало очень выгодно. Результат так называемой революции цвета 1950-х годов — в моду вошли розовый, бирюзовый и желтый, которые олицетворяли оптимизм и благополучие послевоенного периода», — объясняет в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук и ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Жанна Чернова. Цветовое разделение было популярно не только в США, но и других странах, например в Нидерландах, Франции, России, Великобритании и Испании.