Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

МонокльКультура

Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Ранний Лабас так формулировал новую задачу художника: быть максимально чутким к происходящему в стране и мире, сохранять живописность, но говорить на современном языке

Дарья Соловьева

Александр Лабас

Один из учителей Александра Лабаса, Петр Кончаловский, однажды сказал, глядя на работы еще юного художника: «Вы явно идете совсем другой дорогой, и для вас это правильно. У вас есть свой характер, свой колорит». Эти слова оказались пророческими. Формально Александр Лабас был связан с ОСТ — Обществом художников-станковистов, одним из важнейших объединений 1920-х годов. Но по духу — всегда один.

Сегодня его масштабная выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» проходит в музее «Новый Иерусалим», который давно работает с альтернативными версиями модернизма, теми, что остались в тени его двух условных глыб — авангарда и соцреализма. Лабас — абсолютно точно один из них. На выставке становится ясно: голос этого художника — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов, но всегда глубокий, искренний и внутренне цельный.

«Уральский металлургический завод» (1925)

В первом зале зрителя встречает совершенно нетипичная и, пожалуй, единственная в своем роде работа — «Уральский металлургический завод». Эта картина впервые была показана на выставке ОСТ в 1926 году, что вполне объясняет как ее тему, так и художественную манеру исполнения.

ОСТ был дерзким объединением, противопоставлявшим себя как леворадикальным течениям в авангарде 1920-х годов — вроде конструктивистов, отрицавших живопись как таковую, — так и зарождающемуся социалистическому реализму, с его тягой к «литературщине» и повествовательности, унаследованной от передвижников. Лабас и его товарищи по ВХУТЕМАСу формулировали новую задачу художника: быть максимально чутким к происходящему в стране и мире, сохранять живописность, но говорить на современном языке.

Индустриализация — одна из главных тем времени — не могла не волновать молодых художников. Однако важно подчеркнуть: остовцы не отказывались от живописи, напротив, они стремились вобрать в себя все лучшее из достижений французского и немецкого модернизма, а также опыта своих московских учителей (в первую очередь мастеров «Бубнового валета»), чтобы выработать собственный взгляд, собственный художественный язык.

И в этой работе Лабаса мы видим именно такую попытку. Лабас пишет по зову сердца. Несколько лет, проведенных на Урале, поразили художника, выросшего в Москве и Смоленске, масштабом и иной природой индустриального пространства. Это ощущение вошло в картину: сквозь пыль и взвесь в воздухе проступает монументальный цех, рабочие фигуры выстроены на разных планах — мы чувствуем физическую тяжесть, с которой совершаются движения.

Важно: это совсем иная тяжесть, чем, скажем, у Александра Дейнеки, соратника Лабаса по ОСТ. Лабас в своих воспоминаниях не раз подчеркивал, что каждый художник выражает свой ритм, собственное внутреннее движение. И в «Уральском металлургическом заводе» это особенно ощутимо. Люди здесь изображены с вниманием к индивидуальной позе, инерции, весу. В поздних работах Лабас будет стремиться к большей обобщенности и динамике масс, но здесь он почти скульптурно вглядывается в фигуру человека.

Эта картина и по тематике, и по степени живописной проработки стоит несколько особняком на выставке. Это не просто документ эпохи — это работа, в которой рождается особый голос Лабаса: голос поэта индустриального века.

«Городская площадь» (1926)

«Я вспоминаю, как писал картину “Городская площадь” в 1926 году. Она была завершением моих ранних поисков. Изображение Москвы — трамваи, машины, извозчики, колонна пионеров, вдали сквер, дома, Кремль. Я стремился передать жизнь современного города, его внутренний пульс, романтику и поэзию. Почувствовать хорошо знакомые мне и вместе с тем неразгаданные движение и скорость», — писал о картине Александр Лабас.

На выставке представлены не только сама «Городская площадь», но и ее ранняя предшественница — «Вечером в городе», написанная за четыре года до этого. Эти две работы можно рассматривать как программные для всего направления, в котором работал Лабас в 1920-е годы: поэтика городской динамики, стремление уловить не столько архитектуру или события, сколько ритм современного города, его живое, пульсирующее тело.

Для Лабаса, ровесника века, тема города не была отвлеченной. Он вырос в Москве, и на его глазах старый уклад рассыпался, уступая место новому. Он застал дилижансы и извозчиков, а затем — почти одновременно — становление городского транспорта: трамвай, автобус, грузовик, автомобили, первые такси. Все это было не только новым техническим явлением, но и новой визуальной средой, требовавшей нового языка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дисней. Уолт Дисней Дисней. Уолт Дисней

Как появились мышонок, утенок, олененок и другие животные-миллиардеры

Наука
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Дневник Дневник

Как ведение дневника помогает услышать себя? Личные истории наших героинь

Здоровье
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Опыт майнера: как облачный стартап CoreWeave зарабатывает на нейросетях Опыт майнера: как облачный стартап CoreWeave зарабатывает на нейросетях

Как предпринимателям обеспечить растущий спрос на энергоемкую инфраструктуру

Forbes
Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей! Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей!

Проверенные варианты фотопленок, которые работают в разных условиях

ТехИнсайдер
Пропан не пропал Пропан не пропал

Почему экспорт СУГ из России снизился и куда перенаправили поставки

Ведомости
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически

О существенных изменениях для инвесторов и клиентов банков и финансовых компаний

Деньги
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Сёстры красят Сёстры красят

Как обновить интерьер перекраской? Слово декораторам

Новый очаг
Скользкий путь Скользкий путь

Отрывок из биографии Себастьяна Феттеля — о его первых соревнованиях

Ведомости
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми

Молодежь считает, что старость начинается гораздо раньше, чем вы думали

Maxim
Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли

Чек-лист для быстрых и успешных поисков потерянной вещи

Maxim
Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика

Насколько на самом деле опасен микропластик и нужно ли с ним бороться

Forbes
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
Владимир Зворыкин Владимир Зворыкин

Правила жизни изобретателя Владимира Зворыкина

Правила жизни
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
«История богатства на Западе. Как боги среди людей» «История богатства на Западе. Как боги среди людей»

Как технические инновации приводили к богатству и высокому статусу

N+1
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли

Расшифровка знаков на стиральной машине: какой режим для чего предназначен?

ТехИнсайдер
Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки

Что за личностью был Оззи Осборн и кем он останется в истории музыки

Forbes
Открыть в приложении