Птолемеево царство
Ещё будучи македонским назначенцем, Птолемей, сын Лага, начал строить жизнь в Египте не по Александру.

Птолемей правильно повёл себя в отношении местных традиций: повелел восстановить разрушенные персами храмы, отбил у конкурентов и торжественно похоронил тело Александра Великого в Александрии и основал там его культ. Сатрап удачно действовал в войнах, покорял города и земли, склонял на свою сторону войска противников, очаровывал и подкупал, а освободившееся место регента Македонской империи занимать не захотел. Он, похоже, не верил в империю, а хотел построить своё великое царство.
Династия
Первую супругу-персиянку Артакаму Птолемей I, возможно, оставил доживать век в каком-нибудь дворце и женился на дочери македонского военачальника Антипатра Эвридике. В её свите царь разглядел ещё одну женщину — молодую вдову Беренику, на которой он вскоре женится и сына от которой сделает наследником, несмотря на наличие сыновей от прежней жены. Пройдёт время, и дети Птолемея I и Береники сочетаются браком.

Женитьба Птолемея II Филадельфа на своей родной сестре Арсиное II (первую его жену, дочь Лисимаха, звали так же) греков шокировала, зато египтянам показалась совершенно естественной для царского дома. Осмеявший этот брак поэт Сотад был сброшен в море в свинцовом гробу, а Арсиною II обожествили при жизни. Почти 300 лет существования династии тут практиковались близкородственные браки, и, хотя новая кровь могла появляться от случайных связей или наложниц, власть и правление передавались только внутри семьи.
По профилям на монетах, скульптурным и мозаичным портретам сложилось представление о внешности Птолемеев — крупные носы и огромные, навыкате глаза были свойственны почти всем представителям династии. Большинство цариц звались Берениками, Клеопатрами и Арсиноями, отличаясь лишь порядковыми номерами, цари же все были Птолемеями.
Даже не успевший всерьёз стать фараоном Цезарион назывался Птолемеем XV. Клеопатр в семействе было множество: самая знаменитая носила седьмой номер, но это если не считать Клеопатру Селену и Клеопатру Трифену. Со временем родственные связи настолько запутались, что происхождение некоторых членов царской семьи до конца не известно.

Дань традициям
Новый царь очень серьёзно отнёсся к местным божествам и культам, постаравшись вписать новую элиту в древнюю культуру. Столице был придуман покровитель — Серапис, становление культа которого было окружено полагающейся легендой, видениями и прорицаниями. Новый бог как будто сам выбирает себе Александрию и напоминает грекам Асклепия или Зевса, но для египтян сочетает в себе Осириса и Аписа.
Он становится одним из главнейших божеств Египта, покровителем и царской династии, и всей страны, символом изобилия и воскрешения, божеством-врачевателем. Серапис — греко-египетский бог, его легко узнать по мерной корзине для зерна (модию) в качестве венца. Недалеко от Александрии ему будет посвящён храм — Серапеум или Серапион; вскоре культ распространится на весь Египет и за его пределы, ему будут поклоняться в Афинах и Дельфах. В Риме будет возведён храм Исиды и Сераписа, а изображение этого бога находят на монетах, фресках и скульптурах повсюду: в Италии, Тунисе, Афганистане и даже Индии. Решение оказалось идеальным — соединить в одном боге греческие и египетские представления. Обожествление царей и цариц при жизни тоже было данью местным традициям и придавало власти легитимность, а братья и сёстры на троне так напоминали фараонов. Изображения царей и цариц в египетских царских костюмах передают нам эту связь культур, которую Птолемеи явно подчёркивали сознательно.