Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБКРепортаж

Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Герой проекта «РБК Визионеры» Олег Нестеров — о композиторе Александре Кнайфеле, его музыке, которую сегодня стоит услышать каждому, и о том, что будет происходить на Новой сцене Александринского театра 12 июля

© Олег Нестеров / «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»

Легендарный советский композитор, участник «хренниковской семерки», мистик, математик и «петербуржец по национальности» — Александр Кнайфель стал героем третьей главы в масштабном проекте музыканта и исследователя Олега Нестерова «Три степени свободы». Прежде в нем выходили «тома» об Альфреде Шнитке (2021) и Олеге Каравайчуке (2023).

Мы поговорили о том, почему так важно услышать музыку Кнайфеля именно сегодня, как работать с открытыми к интерпретации партитурами композитора и о том, что может случиться 12 июля на Новой сцене Александринского театра, когда кнайфелевская «Айнана» впервые прозвучит в родном городе композитора в исполнении оркестра громкоговорителей.

Олег Нестеров, музыкант, лидер группы «Мегаполис»

— Поздравляю с выходом книги и винила, с премьерой новой главы вашего проекта. Только что состоялся концерт-перформанс с музыкой Кнайфеля в исполнении «Акусмониума» (оркестра громкоговорителей) в рамках Дягилевского фестиваля. Как все прошло? И какой вам показалась встреча музыки Александра Ароновича с этой конкретной площадкой и с аудиторией?

— Надо сказать, что это уже второе появление оркестра громкоговорителей на Дягилевском фестивале: в 2023 году музыка Каравайчука прозвучала в одном из цехов завода Шпагина, а теперь наш выбор пал на музей современного искусства PERMM, причем во многом пространство само определило, можно сказать, решило, что и как в результате получилось.

Дело в том, что незадолго до того в PERMM открылась инсталляция «Ротонда» художника и архитектора Александра Бродского — такой монументальный объект, который при взаимодействии с музыкой становится частью звуковой перспективы. То есть звук в присутствии «Ротонды» ведет себя иначе и требует дополнительной отстройки. Плюс у нас были опасения технического характера, в частности, можно ли ставить дирижера «Акусмониума» в саму «Ротонду», ведь слышимость для него во всех направлениях должна быть идеальная.

При этом с точки зрения визуала «Ротонда» Бродского как нельзя лучше подходит музыке Кнайфеля и подхватывает концепцию Александра Ароновича, который держал все двери открытыми и не отказывался ни от каких предложений, считая их частью божьего замысла. Он говорил, что самое важное в искусстве — это «внюхаться и догадаться, заловить как антенной то, что неуловимо, но единственно».

Мне кажется, что в этом смысле «Ротонда» с ее открытыми дверями как нельзя лучше совпадает с его философией. Так и получилось, что она стала центральной визуальной составляющей этого мультимедийного концерта, в котором объединилась энергия архитектуры Бродского и световой архитектуры, созданной с помощью лазеров. Музыка управляла светом, и это была не эффектная синхронизация, а именно что тонкая архитектура звука и света.

Что самое интересное, в разных частях «Айнаны» «Ротонда» будто высвечивала разные этапы творческого пути композитора, буквально иллюстрировала в этих 17 вариациях всего Кнайфеля — от начала и до конца. И в какой-то момент я ощутил, что Александр Аронович сам «заловил» оттуда «Ротонду» и сделал так, чтобы она стала частью этого концерта. Музыка путешествовала в пространстве, взаимодействовала с ним, со светом и с самой собой. В общем, Кнайфель предстал во всей красе. Думаю, у нас получилось сделать так, что партитура «Айнаны» впервые прозвучала так, как задумывалась автором.

Он говорил, что самое важное в искусстве — это «внюхаться и догадаться, заловить как антенной то, что неуловимо, но единственно».

— Вы упомянули партитуру «Айнаны», и она, конечно, поражает воображение. Вы выкладывали ее фрагменты в телеграм-канале проекта, и они напоминают схемы из учебника физики или что-то в таком роде, крайне графичное. И цифры как будто очень важны для Кнайфеля. Как в его музыке сосуществуют духовное и строгое математическое? Как для него разрешается так называемый спор физиков и лириков?

— Про «Айнану» важно понимать, что она была записана в конкретном пространстве, и изначально это была партитура для работы с пространством в том числе. Эта музыка записывалась в большом тон-ателье (БТА) киностудии Ленфильм, и геометрия БТА на нее, безусловно, повлияла. Плюс тогда все фиксировалось в стерео, и это уже были потери, а в фильме «След росомахи» Георгия Кропачева «Айнана» вообще звучит в моно. А ведь Кнайфель все 17 композиций-вариаций на имя подробно прокомментировал. Плюс Аркадий Матвеевич Штейнлухт, который дирижировал той самой записью в 1978 году, поговорил с дирижером «Акусмониума» Ильей Symphocat и детально рассказал обо всех нюансах. Так что можно сказать, что спустя без малого полвека эта музыка наконец была нами дешифрована обратно.

Фрагменты партитур Александра Кнайфеля. © Олег Нестеров / «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Астрономы увидели старт образования экзопланет в протопланетном диске Астрономы увидели старт образования экзопланет в протопланетном диске

Как образовываются твердые тела в диске протозвезды

N+1
«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста «Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста

Актер Никита Ефремов — про буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде

Psychologies
Какие виды меда бывают и как получают разные сорта Какие виды меда бывают и как получают разные сорта

Обратимся к пчеловодству, чтобы узнать, как получают разные сорта меда

ТехИнсайдер
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
«Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев «Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев

10 псов, которые заметно отличились и вошли в историю

ТехИнсайдер
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста

Ильза Кох — одна из самых жестких представительниц гитлеровского режима

ТехИнсайдер
Разблокировка на доверии Разблокировка на доверии

Как действует механизм разблокировки замороженных активов через траст

Ведомости
История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете

История профессора Ливиу Либреску — это не просто рассказ о героизме

ТехИнсайдер
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Стив Возняк Стив Возняк

Правила жизни инженера и предпринимателя Стива Возняка

Правила жизни
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье» Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Музыкант Кассета — о специфике работы с другими испольнителями

Forbes
Глубоководная добыча полезных ископаемых заглушит биологически важные звуки Глубоководная добыча полезных ископаемых заглушит биологически важные звуки

Как шум от разработки морского дна мешает коммуникации морских обитателей

N+1
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой

Чтобы снизить влияние авиации на климат, лучше сосредоточиться на следах

N+1
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
Путешественникам начертили схему Путешественникам начертили схему

Определены инвестиционные лоты для развития туристических макрорегионов

Эксперт
Град киконов Град киконов

Парусная яхта «Ойкумена» идёт по пути Одиссея

Дилетант
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана

Какой обсидиан использовали неандертальцы для изготовления каменных орудий

N+1
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Диагнозы не горят Диагнозы не горят

Новый детективный сериал видного сценариста Денниса Лихейна «Дым»

Weekend
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Открыть в приложении