«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста
В онлайн-кинотеатре Wink.ru вышел фильм «Реплика» — фантастическая драма, в которой братья-ученые открывают возможность копировать сознание. Главную роль — злого гения — сыграл Никита Ефремов. После премьеры корреспондент Psychologies.ru поговорила с ним про угрозы и возможности новых технологий, буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде.
Мне рассказали, что, когда вам отправили сценарий «Реплики», он вам очень понравился. Почему?
Это история про копирование сознания, которая связана с вопросом «кто я?» и можно ли это «я» перенести. Кроме того, в «Реплике» придумана хорошая история, которая дает этим вопросам нужную огранку — все компоненты на месте.
Одна из главных тем фильма «Реплика» — цифровое бессмертие: можно ли скопировать сознание человека, чтобы оно продолжало жить после его смерти. Вы бы хотели, чтобы сделали вашу цифровую копию?
Если моим родственникам за это будут платить — пожалуйста. Как говорил классик: «За деньги да!». У меня нет страха перед тем, что мое сознание скопируют — меня как личности тогда уже не будет. Кроме того, я в принципе не уверен, что мы что-либо в этом мире контролируем. Мне кажется, это самая большая иллюзия.
Есть интересная точка зрения, что чем быстрее появится искусственный интеллект, неотличимый от человека, тем быстрее люди поймут, что наша невероятная индивидуальность иллюзорна. И тогда, может быть, нам удастся заглянуть за страницу страха смерти, сделать то, к чему стремятся буддисты.
Вы часто говорите в интервью про смерть. Почему?
Смерть — это единственная вещь, которая глобально всех нас объединяет. Кроме того, я вижу, что когда в такой я-центрированный мир приходит смерть, в нем все меняется. Она же все заберет — все твои деньги, все, что ты сделал. Ты можешь построить любой храм, но когда ты умрешь, тебя не будет, чтобы зайти в него.
Когда люди сталкиваются со смертью, у них отлетает все ненужное, они перестают тратить жизнь на вещи, которые им не интересны. Мне кажется, неспроста буддисты и люди, которые занимаются различными духовными практиками, очень много говорят про смерть.
И вы стараетесь с этим страхом смерти работать?
Когда он приходит, я просто боюсь — стараюсь в него смотреть. То, что он возникает, наверное, имеет отношение к кризису среднего возраста. Человек в среднем живет 72 года, и это еще при благоприятном исходе. Мне сейчас 36 — то есть, грубо говоря, прошла половина.
Как вы относитесь к новым технологиям и прогрессу — вы скорее техно-оптимист или техно-пессимист?
Зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. Технологии могут быть угрозой, как это показывают в фантастических фильмах. Но у меня в последнее время нет страха перед ними — я верю в прогресс и в то, что технологии могут нам помочь. Я часто пользуюсь ChatGPT, и он прекрасно справляется с микро-задачами.
Для чего вы используете ChatGPT?
Например, чтобы придумать рифму. Или, допустим, если мы сидим в компании, можно рассказать ChatGPT про каждого человека, какой период он сейчас проживает, и попросить придумать по четыре вопроса, которые помогут каждому решить его проблемы, а нашей групповой динамике продвинуться. И чат сочиняет поразительно интересные вопросы!
Какую новую технологию, которая сейчас считается научной фантастикой, вам хотелось бы, чтобы изобрели?
У Пелевина есть замечательная книжка «Тайные виды на гору Фудзи» — в ней персонажи надевают шлемы, которые позволяют передавать другим свое состояние. Я бы с удовольствием померил такой шлем и испытал состояние буддийского монаха. Можно попробовать самому его достичь, но мне лень так долго медитировать!