Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант18+

Кнут Гамсун

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Интересно с ним получилось: зиганули, скажем, Гамсун и Селин — хотя зиганули по-разному, каждый в своих обстоятельствах, но фашизм поддержали оба. Селин — на почве застарелого антисемитизма (хотя, по старой пародии на Юлиана Семёнова, Штирлиц был интернационалист и никого не любил). Гамсун, можно полагать, на фоне женофобии и общего страха перед жизнью и новизной (рассмотрим подробнее). Но Селин остался в памяти французов и вообще европейцев большим писателем и трагической фигурой, пусть с роковыми заблуждениями, — вроде де Сада, только талантливей. А Гамсуна норвежцы хоть и реабилитировали частично — главным образом за счёт его старости и возможного маразма, не помешавшего ему, однако, написать за год до смерти «На заросших тропах», — но продолжают стыдиться и, главное, не перечитывают. Может быть, проблема в том, что Селин высказывался от личного имени и всегда себя воспринимал как изгоя, — Гамсун же говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал.

Но писатель он был настоящий, и случай его гораздо сложней селиновского, как и сам он был гораздо умней Селина. В болевую точку Гамсун попадал безошибочно. Изобразитель он так себе — не набоковского, не бунинского и даже не купринского класса, описания однообразны, чувства шаблонны, — но главное противоречие наступившего века (и может быть, всей наступившей эпохи) он почувствовал сразу. И приход его к фашизму был так же логичен, как попадание всего ХХ века в этот капкан, из которого мир, судя по всему, до сих пор не выбрался, — дай бог окончательно изблевать этот яд к сороковым годам (есть шанс успеть к тридцатым, но он невелик). Просто к фашизму Гамсун пришёл строго индивидуальным путём: его привела туда не уверенность в собственной правоте, как обычно бывает, — а наоборот, недоверие к себе. В этом смысле изучение его опыта для сегодняшнего читателя бесценно, и хотя человечество, как мы знаем, крайне неохотно учится на своих ошибках, — в случае Гамсуна есть случай некоторых особенно опасных заблуждений не повторить.

2.

Как многие представители северного модерна — Андерсен, Ибсен, Стриндберг, — он с двадцатилетним запозданием осваивал достижения англичан и французов. У каждого из великих северян был свой европейский образец, и в случае Гамсуна это был Золя: то же тяготение к эпосу, к масштабным циклам, тот же несколько навязчивый натурализм (у Золя он поэтичнее, роскошнее), тот же биологизм, то есть вера в торжество природы над культурой и наследственности над средой. Герои одержимы дикими биологическими страстями, которые тщетно пытаются загнать под контроль рассудка. Любопытно, что северяне вообще больше верят в природу, чем в культуру, — потому, вероятно, что эта природа у них брутальнее, а покров культуры слетает с человека много легче. Гамсун вдобавок по-настоящему одержим германским духом: он верит, что великие народы Севера укажут миру новый путь, что только Север обладает настоящими добродетелями, мужским духом завоевания и познания, сопротивления и труда.

Можно сказать, что Гамсуна — как и раннего Томаса Манна, например, — больше всего волнует противостояние культуры и почвы, врождённого и выбранного, имманентного и созданного; главный его герой — «слабый человек культуры», как назвал этот тип Александр Эткинд. Все романы Гамсуна, включая эпические дилогии и трилогии (трилогия о «головном человеке» Иваре Карено, трилогия о страннике, трилогия об Эдварде, трилогия об Августе), — более или менее о нём самом, слабом человеке культуры, который вырос из своей среды и не находит пристанища в другой.

Сам Гамсун вырос в нищете, сбежал из этой нищеты, долго и мучительно самоутверждался, пока «Голод» не стяжал ему первого успеха; сам Гамсун всегда ощущал себя чужим в среде крестьянства или бедного чиновничества (он рос в многодетной семье, отец был деревенским портным, с десяти лет его отправили в услужение к дяде, который его изводил, как Господь не приведи), и всё это сформировало у него позицию вечной уязвлённости, готовности к проигрышу в схватке с жизнью. Герой его вынужден капитулировать перед разнообразной грубостью, перед вечно превосходящей силой, перед природой в самых разных, но одинаково жестоких её проявлениях; отсюда же и страх перед женщиной, которая гораздо органичней связана с жизнью. Женщины у Гамсуна всегда рослые, сильные, уверенные — и не стареющие, а словно молодеющие с годами. Гамсун, можно сказать, всю жизнь писал то, что у Андрея Белого уложилось в один роман «Серебряный голубь», герой которого, Дарьяльский, влюблён в кроткую дворянскую красавицу Катю, но тут налетает на него безумная страсть к столяровой жене, сектантке, рябой рыжей Матрёне, и народная сектантская стихия — вот уж подлинно глубинный народ — Дарьяльского убивает, пожирает. Ровно так же лейтенант Глан любил кроткую Еву, но Ева погибла, а Эдварда довела его в конце концов до бегства и гибели аж в Африке, потому что он этой страстью раздавлен и не может Эдварду победить. Несколько выделяются — хотя не выходят за пределы этого сюжета — «Мистерии», которые Ахматова называла «Загадками и тайнами», и так, пожалуй, точнее. Она признавалась, что побывала под сильным, гипнотическим влиянием этой книги, — и в самом деле она напоминает наваждение: там в прибрежный городок приезжает эксцентрик Юхан Нагель, ведущий себя алогично и, как бы сказать, мечтательно, — много было таких оригиналов среди декадентов. А потом атмосфера в городе, где все несчастны или безумны, сводит его с ума, доводит до галлюцинаций, он бросается в воду и тонет — причём неясно, случилось ли это всё во сне, в безумии либо наяву.

Сама центральная мысль, однако, проста: в этом городе полно несчастных и полусумасшедших, но все они здоровее и нормальнее модерниста-мечтателя и жалеть их ему ни в коем случае нельзя, — потому что начнёшь жалеть и провалишься, потому что они тут родились и их чудачества скорее прихоть, а он-то действительно болен, он социальный выродок, и нечего ему с ними делать. Любопытно, что на этот сюжет в Скандинавии потом много чего писали и снимали, свежайший пример — «Идиоты» Ларса фон Триера, в которых экзальтированная женщина при всём желании не может стать настоящей душевнобольной, а в лучшем случае заслужит ненависть со стороны подлинных безумцев, потому что за ними органика, а за ней творческое воображение. Искусство всегда проигрывает жизни, а уж когда человек искусства берётся сочувствовать живым, тут просто пиши пропало. Этот скандинавский инвариант часто встречается у Бергмана, и неудивительно, что Триера он волнует всю жизнь. Потому что главная тема Гамсуна — это человек, оторвавшийся от почвы и этой почвой мстительно поглощённый. Ну, или морем. Они у Гамсуна одинаково хищные стихии.

И «Странник играет под сурдинку», в сущности, о том же: странник — персонаж безымянный, носимый ветром, — приезжает в провинцию, пытается её благоустроить, и даже успешно, но никакой водопровод, никакой технический прогресс не делает жизнь более разумной. Все друг друга терпеть не могут, все изменяют, все втайне глубоко несчастны. Правда, именно в десятые годы — в том числе под влиянием мировой войны, которая от нас заслонена своим более масштабным продолжением и потому осмысливается только сейчас, — у Гамсуна появляется нечто вроде утешения, навязчивая идея: городская жизнь устроена лживо, особенно большой и наглой ложью является прогресс, и прежде всего идея цивилизации (англосаксонская и американская по преимуществу), а потому единственная правда состоит в том, чтобы работать на земле. Да. Самому себя благоустраивать, ни от кого не зависеть и возвести себя наконец к архетипической фигуре сеятеля: человека вовсе не из народа (народ так же лжив и развратен в деревне, как и в жирующем городе), но от библейских корней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали

Почему рост образованности сопровождается снижением числа браков?

Inc.
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
«Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах «Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах

О новом шоу с Джулианной Мур рассказывает кинокритик Тамара Ходова

Forbes
Национальная бритва Национальная бритва

Как во Франции смертная казнь уровняла все сословия и преступления

Дилетант
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Мешок со вшами Мешок со вшами

В октябре 1919 года войска Северо-Западной армии дошли до российской столицы...

Дилетант
Жажда красоты Жажда красоты

Какие компоненты должны входить в состав крема, чтобы принести пользу

Лиза
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет

Что предсказывает модель Вселенной, которая учитывает данные DES и DESI?

ТехИнсайдер
Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть

Какой нейронный переключатель контролирует реакцию животных на угрозу?

ТехИнсайдер
Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам

Как цифровизация сказывается на судебных процессах в России?

Forbes
На орбите планеты VENERA На орбите планеты VENERA

У артистки Дарьи Яниной новый этап — проект под именем Venera

OK!
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Искусство убеждать Искусство убеждать

Как не попасть под чужое влияние, но и самой добиться желаемого

Лиза
Один снимок, миллион проблем: почему не стоит публиковать фото посадочного талона в социальных сетях Один снимок, миллион проблем: почему не стоит публиковать фото посадочного талона в социальных сетях

Чем рискуют те, кто решился на традиционное фото с посадочным талоном?

ТехИнсайдер
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке

Пауки все еще плетут паутину в условиях микрогравитации?

Inc.
Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели

Антон Яковлев — о преемстве в Театре Гоголя, новых целях и усталости от иронии

Ведомости
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
«Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку «Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку

Советы слушателям-новичкам, как слушать академическую музыку

Правила жизни
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Открыть в приложении