Кто открыл лазейки в вузы
Школьные олимпиады становятся местом отработки новых способов незаконного поступления в высшие учебные заведения. Выдержит ли олимпийское движение проверку на прочность?

Июнь — месяц сдачи ЕГЭ и старта приемных кампаний в вузы — традиционно изобилует сообщениями о нарушениях в ходе вступительных испытаний. В этом году обсуждают эксцессы, связанные с развитием технологий, — появление миниатюрных гаджетов, которые в обход правил могут быть использованы на экзаменах для получения желаемого результата.
Похожие фокусы, конечно, имели место и в докомпьютерную эпоху. Вспомните, как сдавал физику студент Дуб в фильме Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» — с помощью замаскированного наушника и портативной рации, по которой сокурсник диктовал ему правильные ответы. Фраза «Билет № 9. А при нем задача» была в 1960-е годы весьма популярной.
К настоящему времени класс устройств для списывания на экзаменах существенно вырос. Самим абитуриентам и студентам уже ничего не нужно изобретать — рынок предлагает широкий ассортимент подобных гаджетов. Так, в этом году был создан прецедент: в Ленинградской области школьница на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию воспользовалась умными очками — снимала контрольно-измерительные материалы (КИМ) скрытой камерой и отправляла заранее нанятым ассистентам, а те диктовали ей ответы через микронаушник. Да, нарушительницу разоблачили, результаты ее экзамена аннулировали и даже запретили пересдачу в резервные дни, но осадочек остался: вряд ли это первый и последний случай подобных махинаций.
Меньше рисков — больше бонусов
То, что на рынке есть и спрос на нелегальную высокотехнологичную помощь для поступления в вуз, и ее предложение, сейчас уже секрет Полишинеля. Эта практика успешно отрабатывается на школьных олимпиадах — испытаниях, на которых, в отличие от ЕГЭ, нет тотальных проверок. Более того, если обман на ЕГЭ раскроется постфактум, например осенью, студента-махинатора отчислят из вуза, а за олимпиадниками так долго и пристально не следят.
При этом бонусов за участие в состязаниях школьники получают даже больше, чем при сдаче ЕГЭ на высокий балл. Победители и призеры заключительного этапа самой престижной Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) поступают в любые вузы фактически вне конкурса: им достаточно набрать более 75 баллов ЕГЭ по профильному предмету (для обычных абитуриентов, не имеющих дипломов олимпиад, проходной балл на популярные специальности в лучших вузах, как правило, превышает 93).
Кроме того, результаты олимпиады учитываются на год дольше, чем результаты единого экзамена, — четыре года против трех (то есть победа гарантирует поступление в выбранный вуз уже в девятом классе). Олимпиадникам также могут выплачивать премии: в частности, в Москве победителей ВСоШ поощряют суммой в 500 тыс. рублей, призеры получают 300 тыс., даже простых участников заключительного этапа могут наградить 100 тыс. Вузы нередко назначают бывшим олимпиадникам повышенную стипендию — до 50 тыс. рублей в течение первого семестра или даже первого года обучения — просто за то, что они выбрали именно этот университет (иметь в числе учащихся победителей олимпиад считается престижным); могут предложить и единоразовую выплату — обычно несколько сотен тысяч рублей. Получают преимущества и победители региональных и муниципальных этапов Всероссийской олимпиады — например, в форме денежного приза от своего региона.
Кроме ВсОШ котируются олимпиады из перечня Министерства науки и высшего образования РФ, который формируется в конце сентября или начале октября и обычно включает 85 состязаний. Организацией, как правило, занимаются вузы — они и решают, какие льготы будут предоставлять победителям и призерам. Например, это может быть 100 баллов автоматом по профильному экзамену, поступление на бюджет без вступительных испытаний или дополнительные баллы за сам факт участия в олимпиаде, которую проводит учебное заведение.
Конкуренция здесь весьма высокая, и она продолжает расти. Если в период с 2022 по 2024 год во ВсОШ соревновались около 7 млн школьников со всей страны, то в 2025 году число желающих достигло почти 8 млн. Из них более 1,6 млн прошли муниципальный этап, более 146 тыс. — региональный. Финалистами стали около 8,8 тыс. ребят, из которых 4017 получили дипломы победителей и призеров, которые действуют четыре года.
Такой ажиотаж с олимпиадами, которые, по сути, являются состязаниями юных гениев, умеющих мыслить нестандартно, — а их много не бывает, — объясняется еще и выгодой для школ и учителей. Если учитель подготовил победителей олимпиад разных уровней, это будет учтено при его аттестации на высшую категорию (раз в пять лет), подаче документов на получение гранта президента или региональных грантов и премий (от губернатора, мэра и т. д.). Кроме того, сейчас учебные заведения переходят на новую систему оплаты труда, при которой часть зарплаты педагога будет носить стимулирующий характер и зависеть от результативности его труда, на которую в числе прочего повлияет наличие в «портфолио» олимпиадника.