Светлана Светличная. Невиноватая...
На роль первого секс-символа СССР претендовало немало красивых актрис, но, безусловно, Светлана Светличная — первая из первых. Ее незабвенная Анна Сергеевна до сих пор вызывает восхищение и смех. Стильная, яркая, талантливая Светличная осталась в памяти, но так и не раскрыла свой потенциал...

Тому, что мои бабушка и дедушка — Светлана Светличная и Владимир Ивашов — известные актеры, я никогда не придавала большого значения. У нас в семье не было культа их славы. Кино — это кино, а жизнь есть жизнь...
Папа рассказывал, что родителей видел редко, они его, можно сказать, передали бабе Мане и деду Лене на ответственное хранение. Ну как они будут ребенком заниматься, когда без конца снимаются?
Известность к ним пришла рано: еще до рождения первенца, моего папы, Светлану Светличную отметили в фильме «Им покоряется небо», а Владимир Ивашов стал знаменитым Алешей Скворцовым из «Баллады о солдате».

Папа рассказывал, как однажды повели его в кино, чтобы наконец увидел родителей. Единственный кинотеатр Мелитополя, где он жил с дедушкой и бабушкой, носил гордое название «Червона зирка». Зрители, сидя на деревянных лавках, лузгали семечки и сплевывали шелуху на пол. Народу набилось столько, что яблоку негде было упасть! В тот момент, когда на экране Печорин вдруг стал душить контрабандистку, маленький мальчик истошно заорал на весь зал: «Ма-а-ма!»

— Вам папа рассказывал историю знакомства Светличной и Ивашова?
— Бабушка занималась в школьной самодеятельности. После окончания школы в Советске она поехала в Москву учиться на артистку. Там, во ВГИКе, они и встретились...
Светин жених Володя Ивашов был самым знаменитым студентом ВГИКа. С «Балладой о солдате» он успел съездить в Америку. Привез оттуда джинсовый костюм, ковбойские сапоги и шляпу. Щеголял в обновках, ловя восторженные взгляды девушек. Правда, это было единственным богатством, которым он мог похвастать. Володя, простой паренек родом из рабочей семьи, вырос в большой коммунальной квартире.
Поженились они студентами. Бабушке было 18, а дедушке 19 лет. Были красивой парой, даже вызывающе красивой. Их называли Ромео и Джульеттой, а за спиной, думаю, завидовали. Наверное, не зря дедушка часто говорил: «На зависть просто не надо обращать внимания».
Деваться им было некуда, пришлось ютиться с его родителями в Косом переулке в маленькой комнатке. Спали молодожены на полу.
Вскоре молодой семье дали маленькую «двушку» на Фрунзенской набережной. После коммуналки она показалась дворцом!
Когда родился мой папа, помогать с ребенком приезжала баба Катя из Мелитополя. В их квартире она была единоличной хозяйкой, «интендантом» дома и завхозом. Командуя на кухне, выгоняла Светлану: «Да ты это не умеешь!» — и варила борщ по особенному рецепту. Баба Катя очень любила Владимира, он был ей как сын. И тот ей отвечал взаимностью....
Кстати, моего папу назвали Алексеем в честь Алеши Скворцова, героя фильма «Баллада о солдате». А я своего сына назвала в честь дедушки — Владимиром.
— Участвовала ли Светлана Афанасьевна в выборе вашего имени? В честь кого вас назвали Марией?
— Нет, имя выбирали мама с папой, бабушка вообще не имела к этому никакого отношения. Да и, в общем-то, первые шесть лет своей жизни я прожила с бабушкой Раей, это по маминой линии. С большим удовольствием вспоминаю свое житье-бытье в деревне.
Там у меня бурлила жизнь. Я носилась как угорелая. Были гуси, утки, куры, которых я бегала кормить. У одной соседки сегодня пироги пекут, завтра другой сосед курице голову отрубает, послезавтра через улицу бегу свинку проведать.
— Кстати, на кого вы были похожи?
— Ни на кого. Это потом мама рассказывала, что Света, когда меня в первый раз увидела, сказала с огорчением: «Ну что ж она такая страшненькая!» Не в породу Светличных я пошла...
Родители меня забрали в Москву уже к школе. Так что со Светой я познакомилась, наверное, школьницей.

— А вы ее так Светой и называли все время?
— Нет, получилась интересная история. Бабушку по маминой линии, как я уже говорила, звали Рая, и она для меня всегда была Раей. Она умерла, когда я окончила второй класс. А когда я лет восьми познакомилась со Светой, к ней обращалась «бабушка». Это ее мало радовало, если честно, что естественно для актрисы: она хотела выглядеть моложе. Еще бы! Ведь носила титул «первой секс-бомбы СССР»! И все время мне обиженно выговаривала:
— Почему ты ту бабушку называешь Раей, а меня называешь не Светой, а бабушкой?
— Но ты же бабушка, — отвечала я.
— Вы часто встречались со Светланой Афанасьевной?
— Раз в два месяца я с родителями приезжала к ней на Ленинский проспект в гости. Пока они сидели своей взрослой компанией за столом, я уматывала к подружке Наташке, которая жила этажом ниже.
Папа вспоминал, что, когда он с родителями жил еще на Фрунзенской, к ним приходило много гостей. Бабушка прекрасно готовила, а дедушка красиво сервировал стол, пел под гитару. Гости после застолья играли в покер и засиживались, как правило, допоздна.
Бывали у них в гостях и близкие друзья — Женя Жариков и его жена Наташа Гвоздикова. Наташа, кстати, была крестной папы, а Жариков крестил Олега, младшего их сына.
Помню, как мы с бабушкой ходили гулять в Нескучный сад, который был буквально через дорогу от ее дома. И обязательно на прогулку брали Фила, Светиного ирландского сеттера. В оврагах сада детвора каталась с горок. Одна из них была особенно страшная — железная, большая, широкая. Она была зимой покрыта ледяной коркой.
С нами иногда в Нескучный сад ходил Олег, Светин младший сын, мой дядя. Один раз он так неудачно съехал с горки, что, упав, очень сильно повредил копчик. Олег хотел показать, как лихо умеет кататься на ногах, и шлепнулся.
— Маша, вы помните, когда первый раз вас привели в квартиру бабушки? Что вас там поразило?
— У нее в коридоре висела мохнатая люстра — с такой длинной бахромой. Я похожих никогда не видела, даже рот открыла, думаю: «Вот это люстра!» У Светы вся квартира была увешана ее портретами — она и в таком виде, и в сяком, и кадры из фильмов, с фестивалей, из Дома кино. Портретов деда было куда меньше.
— К вам, наверное, все взрослые приставали с расспросами о дедушке и бабушке?
— Нет. Единственный, кто меня однажды спросил, — стоматолог в школе. У нас был ежегодный осмотр, и врач, когда я села в кресло, поинтересовалась:
— Ну как там бабушка с дедушкой?
— Хорошо.
— Зубы лечить будем?
— Не будем.
Она говорит:
— Ну, посиди десять минут, раз тебя с урока дернули, а потом иди.
Шучу, что, может быть, эти десять минут, которые провела в стоматологическом кабинете, рассматривая блестящие инструменты, и определили мою будущую профессию: я работаю стоматологом.
А так особо никто вопросов не задавал. Все понимали: что я, ребенок, могу им рассказать? Спокойно окончила школу, и меня никто не дергал вопросами о звездных родственниках.
— А с дедушкой какие складывались отношения?
— Мне было 11 лет, когда он ушел из жизни. Помню, подарил мне сборник «Сказки мира», очень редкое издание. Дед был книгочеем и собрал неплохую библиотеку. А еще не могу забыть другой его подарок. Однажды дедушка ездил на кинофестиваль в Южной Америке и привез оттуда мне белое платье в голубую полоску. На эти деньги он мог себе там купить костюм. Я была счастлива получить обновку.
Помню, мне нужно было к уроку литературы подготовить доклад, биографию Лермонтова. Тогда интернета не было, если дома не имелось книжки подходящей, надо было идти в библиотеку. А у деда были все эти книги. Звоню ему:
— Дедушка, ты можешь мне поискать биографию Лермонтова?
Он говорит:
— Мария Алексеевна, подождите десять минут, я вам перезвоню.
Быстро выписал из книжки биографию доступным языком. Потом перезвонил мне и сказал: «Записывай». И по телефону продиктовал готовый доклад. Одним словом, помогал мне с домашними заданиями.
— Дети Светланы Афанасьевны не пошли в актеры, а в вас, наверное, она хотела видеть артистку.