Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историйРепортаж

Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: архив «7 Дней»

«Бог вмешивался в мою жизнь дважды. И оба раза мне высшими силами был послан Юрий Мефодьевич Соломин. Однажды он случайно зашел на вечернее отделение Щепкинского училища. И увидев меня, нелепую, высоченную девицу среди поступающих, воскликнул: «Ты будешь артисткой!» А второй раз судьба нас столкнула в 1990-м на студии Горького. «Ты где? Ты как?» — «Нигде и никак...» И через два дня я была зачислена в Малый театр...»

Так случилось, что год назад мой юбилей и трагический уход из жизни моего педагога, моего любимого друга, моего ангела Юрочки совпали. И сейчас мне хочется сделать то, что не успела, — дать ему творческий отчет, ведь не зря тогда, в 1960 году, этот гениальный артист, потрясающий человек среди страждущей толпы мальчиков и девочек выбрал меня, сказал именно мне. Случилось чудо! Если бы не он, не бывать мне артисткой. С тех пор Соломин и стал моим ангелом-хранителем...

Людмила Полякова — студентка Театрального училища имени Щепкина, 1964 год. Фото: из архива Л. Поляковой

— А как вы решили поступать в театральный?

— Совершенно случайно. Хотя в моем детстве был актерский опыт. Во время войны нас отправили в эвакуацию под Муром. Мама работала санитаркой в военном госпитале, а я там «выступала». Оказалось, что у меня феноменальная память: я знала наизусть множество стихов. Бойцы спрашивали: «Где артистка маленькая?» Меня ставили на табуретку, и я громко, с выражением читала: «Был у майора Деева товарищ — майор Петров...»* После выступления мои огромные карманы пальто топорщились от печенья, вареных яиц и кусочков шоколада.

* Стихи К. Симонова.

Оканчивая школу, я металась: чем же мне заниматься? Как-то робко спросила у бабушки: «А не пойти ли мне в актрисы?» Она покачала головой: «Милка, ну сама подумай, где тебе для сцены мужика-то подберут? Ты же такая дылда!» Так что этим все и закончилось. Получается, на корню во мне задавили эту мечту...

Сначала я хотела быть педагогом, уехала в Павловский Посад работать воспитательницей в лесной школе, потом захотела стать геологом или океанографом, ну а затем решила переводить с французского языка. Еще окончила курсы машинописи, думала, мне как переводчице это пригодится.

Я работала на Неглинной в бюро машинисток и собиралась поступать в Институт иностранных языков. Так получилось, что Театральное училище имени Щепкина было рядом. Мы, секретари-машинисточки, часто пробегали мимо училища в соседний магазинчик пить редкий тогда кофе эспрессо. И так я бегала, бегала мимо судьбы, пока она не сказала мне: «Стоп, Мила!»

Однажды какая-то божественная сила подвела меня к объявлению на дверях Щепкинского училища: «Открываются прослушивания на вечернее отделение актерского факультета». Вы представляете, этот набор был один-единственный раз в жизни! Там наверху посоветовались и вынесли вердикт: «Дадим, ладно, ей шанс».

И я решила зайти, как говорится, на удачу, дай, думаю, почитаю стихи. Знала их огромное количество. Как романтическая барышня, любила гулять по бульварам непременно в сумерки, когда еще фонари не зажглись, и читала, читала, читала...

На прослушивание пришла в черном длинном платье под горлышко с отложным маленьким воротничком, словно пастор в костеле. Я читала приемной комиссии стихи «Пожар над Москвой». Наполеон, Москва горит — что-то такое патетическое, патриотическое.

И в этот момент в аудиторию заглянул Юрий Соломин. Ему стало любопытно посмотреть, кто поступает на вечернее отделение. Они с Виктором Коршуновым, молодые артисты Малого театра, впервые набрали студентов на свой курс дневного отделения.

Людмила Полякова с сыном Иваном, конец 70-х годов. Фото: из архива Л. Поляковой

Видимо, весь мой облик и страсть, с которой я читала стихи, произвели на него впечатление. И он побежал наверх к Коршунову. «Слушай, там такая девка, нужно брать!» Тот растерялся: «Мы не можем, у нас курс переполнен...» — «Нет-нет, ее надо брать!» Каким образом он тогда убедил ректора, сделав невозможное, я не знаю. И меня приняли на дневное отделение, причем без экзаменов и туров, как бы сверх штата...

Они оба, Коршунов и Соломин, оставили большой след в моей душе. Такие красивые, и Виктор Иванович, и Юрий Мефодьевич, такие молодые. У Виктора Ивановича уже были какие-то фильмы в его биографии, а Юрочка еще не был «адъютантом его превосходительства».

Первого сентября я пришла на занятия. Здоровая дылда лет двадцати, а вокруг дети 16-летние. Я даже помню момент, когда все вокруг стали шептаться: «А эта кобыла что тут делает?» Я же выше была всех ростом, даже парней. По тем временам 1 м 76 см — это было немыслимо. Была, что называется, белой вороной. Ирония моей судьбы заключалась в том, что внутри я маленькая и беззащитная, а снаружи — большая и громкая.

Но все это было неважно по сравнению с тем, что я ощутила, когда переступила порог «Щепки». В меня будто какие-то токи вошли, я почувствовала блаженство: «Вот она, моя жизнь! Это мое место, где я могу стать всем».

У меня не было особой подготовительной базы, потому что в доме никогда не было ни музыки, ни книг. Мой родной район — Самотека. Мы с мамой ютились в шестиметровой комнатке в одном из двухэтажных домиков, которые назывались «клоповниками». Вокруг мат-перемат, бедность и питье до мордобоя. И вдруг я вырвалась из этой среды в другую, для меня недосягаемо-волшебную...

Курс наш был потрясающий, педагоги выдающиеся. Коршунов и Соломин учили нас своим примером, темпераментом, талантом. Ну какой там творческий опыт? Вите было тридцать с очень небольшим, а Юре двадцать шесть.

И потом они были очень разные. Как только в аудитории появлялся Виктор Иванович, все начинало грохотать, сверкать молниями. Я, кстати, от этого очень долго избавлялась после. А Юра (всегда просто Юрочка) был другим — мягким, со своей неземной улыбкой, прекрасным юмором. Они для нас, студентов, были примером. Мы мечтали, что еще немножко, и сами такими станем.

А основным педагогом на курсе была Павла Захаровна Богатыренко, артистка Малого театра. Она ходила на все занятия с тетрадочкой, куда досконально записывала свои замечания. «Милочка, знаете, там неправильно, здесь тоже». И мы все думали: «Боже мой, ну что за занудство!» То ли дело эти двое придут — этот красавец улыбнется, съюморит, а тот, наоборот, ка-а-ак шарахнет! Благодаря им я взяла из Щепкинского училища огромный актерский багаж и его несла всю жизнь...

— А каким вы вспоминаете Юрия Мефодьевича той поры?

— Юрочка был воплощением интеллигентности. Откуда это в уроженце Читы? Он же родом из Сибири. Кстати, когда мы оказались на гастролях в Чите, я все поняла, увидев могилы декабристов...

Оба брата Соломины, Юрий и Виталий, видимо, подсознательно впитывали с детства культуру дворянства. Оказывается, они выросли в доме, в котором жил доктор декабристов. Правда, Виталий немножко другой, он более поздний ребенок. А Юра, по моему ощущению, был воплощением интеллигентности, аристократизма. А еще он был неземной красоты, в него все студентки «Щепки» были влюблены.

Людмила Полякова с папой римским Иоанном Павлом II, 1989 год. Фото: из архива Л. Поляковой

— Вам было тяжело, наверное, учиться на дневном, пришлось ведь бросить работу...

— Попав на дневное отделение, я задумалась, на что стану жить. Меня же кормить некому было, я должна была сама себя содержать. Слава богу, к этому моменту была уже квалифицированной стенографисткой-машинисткой, и мне давали в училище подработку. Пьеску какую-то перепечатаю, получу 15—20 рублей — на еду хватало. А еще, конечно, так хотелось нарядов!

Я знала, что ни на кого не похожа, понимала, что не соответствую принятым канонам красоты. Тем не менее, выделяясь из толпы, в какие-то моменты чувствовала себя просто прекрасной.

И вот что я делала. Тогда было очень модно носить мохеровые шарфики, свитера, юбки. Мохеровые нитки были очень дорогие. И что придумала эта голова! В магазине «Ткани» я однажды увидела китайский ватин. Сообразила, что если его хорошо начесать железной щеткой, то он начинал походить на мохер. А дальше — все просто. Два шва прострочил на машинке, и модная юбка из мохера готова! Как говорится, голь на выдумку хитра! А еще тогда продавались пластиковые цветные сапоги, они выглядели, как лаковые. Но мы их купить не могли, они специально где-то доставались. И что я придумала? В магазине резиновых изделий продавались резиновые боты. Новые они блестели почти как лаковые. В этой юбке и ботах я ходила на занятия и чувствовала себя королевой!

А уже со второго курса получала именную стипендию Хмелева. Играла главные роли в дипломных спектаклях.

— Вас, студентов Щепкинского училища, готовили к подмосткам Малого театра?

— Мы даже играли на его сцене. Тогда шел такой знаменитый спектакль «Коллеги» по Аксенову, где все были заняты — Никита Подгорный, Виктор Коршунов... А мы, студентки, были там санитарочками. Или, например, спектакль «Остров Афродиты». Как-то эта пьеса молодого грека Алексиса Парниса попала в руки к Вере Пашенной. Ей было 73 года. Актриса увидела себя в роли Матери и обратилась к Хрущеву с личной просьбой одобрить постановку этой пьесы в Малом театре. Успех был ошеломительный, актеров вызывали на поклон 73 раза! В этом спектакле мне посчастливилось играть в массовке. Мы, плакальщицы, выползали из-под сцены к ногам Матери — Пашенной. И я до сих пор помню ее жест: она стояла и пальцами перебирала платок, наброшенный на плечи. А у меня мурашки бегали по коже. И я понимала, что такого мастерства никогда не достигну.

Людмила Полякова с Джульеттой Мазиной, 1989 год. Фото: из архива Л. Поляковой

— Людмила Петровна, а почему вы все-таки не пошли сразу после училища в Малый театр?

— Со второго курса мне все говорили: «Наша Пашенная». Все отмечали, что я на нее очень похожа. И я понимала, что со своими данными мне там делать нечего.

Не пошла в Малый театр сознательно, потому что знала весь его расклад — все суперзвезды, очень сильный состав.

Я знала, что в Малом была очень жесткая иерархия. Там царили, блистали «великие старухи» Елена Гоголева, Вера Пашенная. Это были величины, с которыми некого было сравнить. А потом еще Нелли Корниенко, Элина Быстрицкая... Я понимала, что в этом театре, ну дай бог, если мне дадут сыграть какие-то эпизодики. А кстати, мудрый педагог Виктор Коршунов, который обладал огромной интуицией, мне говорил: «Ты начнешь играть большие роли где-то годам к пятидесяти, не раньше». Но я, конечно, начала пораньше чуть-чуть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Возвратно-отступательные движения Возвратно-отступательные движения

Власти прорабатывают условия возвращения в Россию иностранных компаний

Ведомости
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вернуть любовь Вернуть любовь

Как воспоминания о явных и скрытых конфликтах мешают нам любить себя и близких

Psychologies
Точки контакта Точки контакта

Чем уникальная концепция ресторана отличается от невыразительного проекта

Bones
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Единство против мошенников Единство против мошенников

Бороться с мошенниками в одиночку нельзя – нужно объединять усилия

Ведомости
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
5 способностей животных, которые недоступны людям 5 способностей животных, которые недоступны людям

Как было бы круто, если бы обладали этими способностями животных

Maxim
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа

Отрывок из переосмысления мифа о Дафне и Аполлоне от Марка Принса

СНОБ
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Открыть в приложении