Встречают по одежке?
Что скрывается за этикеткой и формой бутылки, как именно дизайн влияет на восприятие и вкус продукта, а также какие тренды в российском виноделии сегодня формируют имидж вина — узнали у винных экспертов

Традиционалисты и бунтари
Среди мировых трендов в создании этикеток можно выделить несколько основных: минимализм и чистота линий (простые, элегантные этикетки с акцентом на названии бренда и сорте вина), экологичность (использование переработанной бумаги и натуральных красок), акцент на локальность (большее внимание на самой винодельне, терруаре, методе производства).
Российские виноделы активно следят за мировыми трендами в дизайне винных этикеток, но при этом сохраняют индивидуальность. Впрочем, не всегда попытку подчеркнуть локальность можно назвать удачной. «Сейчас можно выделить два основных тренда, — говорит Валерия Труфакина, редактор Simple Wine News и эксперт рейтинга «Лучшие российские вина по версии SWN». — Первый — максимум информации на этикетке без ее перегруженности. Самый интересный образец последнего времени здесь — этикетки шампанского Valentin Leflaive. Второй мировой тренд — художественные этикетки, подразумевающие большое вино. Но у нас пока с большими винами негусто, зато все еще большое количество «старообрядческих» вариантов этикеток. Есть такие, где три языка и пять затейливых шрифтов с дизайном «это я сам нарисовал».
Печатать настоящие картины на винных этикетках в мире стали сравнительно недавно. В середине прошлого века одними из первых, кто ввел такую моду, были Ротшильды: с 1945 года на этикетках разных винтажей Château Mouton Rothschild можно увидеть работы Шагала, Пикассо, Дали, Уорхола. В 2020 году винный дом «Абрау- Дюрсо» в рамках празднования своего 150-летия выпустил очередную серию ограниченных релизов (раньше над их этикетками работали в том числе Павел Пепперштейн и Эрик Булатов) и пригласил Андрея Бартенева придумать юбилейную этикетку винтажного брюта «Империал».
Несомненно, доля дизайнерских этикеток растет, и самые заметные встречаются у петнатов. Виноделы стремятся подчеркнуть, что их вино отличается от общепринятого на рынке, и через дизайн этикетки обращают внимание на свои бутылки. Здесь стоит отметить винодельню «Собер Баш» и ее линейку «Грани» (Grani Collection). Этикетки здесь отражают редкие сорта, интересные приемы винификации: квеври, углекислотная мацерация, оранжевые вина, гиперэкстракция. Вина производятся в небольших количествах, а стилистика год от года может значительно меняться. Этикетки оформляет художница из Ростова-на-Дону Ульяна Пучеглазова.
Есть и «ностальгическое арт-направление». Светлана Ломсадзе, эксперт vino.ru, вспоминает винодельню One Barrel: «Обожаемый мною Дмитрий Маслов продолжает исполнение лицевой этикетки из винтажных советских обоев, это уже фирменный стиль».
По мнению Валерии Труфакиной, не менее популярными сегодня можно назвать этикетки с изображением дерева или домика. Тренд, который пока у нас не прижился, — персонифицированные этикетки. Например, вина Вадима Бердяева выпускают с изображением самого Бердяева. «Общественность поделилась на две неравные доли «нравится / не нравится», и большинство осуждает его за нескромность. Поэтому этот дизайн в люди не пошел, хотя он мог бы быть интересен, на мой взгляд, из-за художественности этикеток, — рассказывает Труфакина. — Из самых удачных нынешних дизайнерских этикеток с четко выраженной концепцией и узнаваемым стилем я выделю «Галицкий и Галицкий» с его лаконичной книгой».
Новые взгляды на этикетку часто встречаются и у маленьких виноделен: например, семейная винодельня Belmas названия своих сортовых вин обозначила по принципу символов элементов таблицы Менделеева.
От винта!
Если этикетки могут становиться полем для экспериментов, то пробки и бутылки должны отвечать целому ряду технических критериев. В мире все больше виноделен переходят на винтовые крышки (screw cap) или синтетические пробки, особенно для молодых вин. Это удобно и отвечает экологической повестке. Для выдержанных вин сегодня становятся популярны пробки из премиального корка или пробки, состоящие из прессованного корка с натуральной поверхностью. Но пробковый дуб не растет в России, поэтому пробки приходится заказывать в Португалии или Испании. Из-за логистических сложностей поставки задерживаются, и виноделам приходится искать новые варианты.
«Потребитель не почувствовал никаких изменений, поскольку все осталось по-старому, — отмечает Валерия Труфакина. — Часть виноделен продолжает использовать плохие пробки, которые быстро портят вино, но часть все-таки предпочитает потратиться на хорошие композитные корковые пробки. И я желаю подавляющему большинству наших виноделов побыстрее перейти с тихими винами на винтовые пробки, потому что у нас есть свои качественные производства».
Дмитрий Мережко, автор и редактор изданий Simple Wine News и Fine & Rare Wine, сайта swn.ru, телеграм-канала drinkadvisor, добавляет: «В укупорке не так просто придумать какие-то новшества, поскольку пробки в России только-только начинают производить. Переход на винтовые крышки также не самая простая задача, поскольку требует специальных горлышек под винт, соответственно, введение новых крышек может потребовать изменения в производстве бутылок».