Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – силаИстория

Африканские пленные Первой мировой

Александр Волков

Военнопленные из Африки и Азии в немецком лагере Вюнсдорф. Июнь 1917. На фотографии: уроженцы Сенегала, Новой Гвинеи, Сомали, Туниса, Аннама (Северного Вьетнама), Судана и Дагомеи (Бенина)

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась надолго забыта. Интерес к ним пробудился лишь в последнюю четверть века с появления во Франции двух книг, где само слово «забытые» было вынесено в заголовок (A. Becker: «Oubliés de la Grande Guerre. Humanitaire et Culture de Guerre 1914—1918», 1998; O. Abbal. «Soldats oubliés. Les prisonniers de guerre français», 2001). Кто же они, эти «забытые солдаты», «забытые Великой войны»? Речь идет об африканских солдатах, служивших в армиях своих колониальных держав, а также об африканских солдатах, попавших в те годы в плен.

Нашествие варваров

Число пленных в годы Первой мировой войны было беспримерно велико. За эти четыре года в плену перебывало около восьми миллионов человек. Последние из них вернулись домой только в 1922 году.

Тут весьма кстати оказался недавний опыт строительства концентрационных лагерей в Южной Африке в годы англо‑бурской войны. Теперь концлагеря стали оборудовать все, кто еще недавно осуждал «преступный британский опыт».

Как писал французский историк Одон Аббал в очерке «Пленные Великой войны», «с началом этой войны начинается век лагерей» (O. Abbal. «Les Prisonniers de la Grande Guerre», 1987). Именно в Первую мировую войну была создана первая глобальная система концлагерей.

За четыре года войны немцы взяли в плен примерно 600 тысяч французских солдат. «Статистика, впрочем, очень неточна; споры по‑прежнему ведутся и вокруг количества военнопленных, умерших в лагерях» (O. Ab­bal, 1987).

Как отмечает немецкий африканист Янош Риш в статье «Африканские военнопленные в немецких лагерях в годы Первой мировой войны», «к сожалению, мы не располагаем ни точной статистикой относительно числа африканских пленных, ни их общим числом, ни количеством африканцев, содержавшихся в отдельных лагерях» (J. Riesz. «Afrikanische Kriegsgefangene in deutschen Lagern während des Ersten Weltkriegs», 2012).

И это касается не только африканцев. Сто лет назад общество интересовалось, прежде всего, ходом войны и ее итогом, а не судьбами отдельных людей, попавших в плен. Их судьбы были негероическими, и этим всё сказано. Вот как комментировал это равнодушие общества Одон Аббал, давно занимающийся данной темой:

«Общественное мнение страстно следило за боевыми действиями, с пристальным вниманием наблюдало за ходом переговоров в Версале и горячо интересовалось вопросами репараций. А вот вопрос о пленных был далеко не первоочередным» (O. Abbal, 1987).

Пленные интересовали разве что победителей – тех, кто взял их в плен. На официальных фотографиях эти толпы растерянных, понурых людей за проволочными ограждениями были свидетельством трофеев «наших солдат», «наших немецких мальчиков». Они предвещали скорый разгром врага, показывали, что враг не страшен, а жалок. Он не уйдет от справедливого наказания.

Так что в разгар Великой войны пленные нужны были, если не считать их родных, только пропагандистам, которые обвиняли противника в варварстве, в бесчеловечном отношении к людям, попавшим в плен. Каждая из воюющих сторон старалась обвинить противников в том, что те плохо обращаются с пленными, которые содержатся в их лагерях.

«Начиная с 1915 года, французские газеты постоянно сообщали о зверствах, творимых немцами, и называли лагерь Виттенберг в Саксонии "городом мертвых"» (O. Abbal, 1987).

Немецкие пропагандисты отвечали столь же агрессивно, обвиняя страны Антанты во всех мыслимых грехах. Все четыре года войны пленные, содержавшиеся в лагерях по обе стороны фронта, служили «спусковым крючком ненависти» и средством сплочения своего народа. Газетчики разных стран твердили: «Посмотрите, как враги относятся к нашим пленным! Мы должны их за это жестоко наказать!»

Вопрос о судьбе военнопленных осложнялся тем, что он включал в себя еще и «расовый вопрос». Французское правительство, чтобы пополнить армию, приняло решение использовать на фронте воинские части, составленные из уроженцев своих колоний, то есть «цветные воинские части». В Германии это сразу вызвало возмущение.

Французский историк Жан‑Ив Ле Наур пишет в книге «Черный позор. Франция и французские колониальные войска, 1914—1945», что немецкие власти даже апеллировали к мировому сообществу: «Имеет ли право колониальная держава использовать "туземные" войска против белого "высокоцивилизованного" народа?» (J.­Y. Le Naour: «La honte noir. L’Allemagne et les troupes coloniales françaises», 1914—1945», 2003). В ответ французы ссылались на равенство рас и утверждали, что это они защищают цивилизацию и борются «против немецкого насилия и варварства».

В свою очередь, немцы протестовали «против жестокости, творимой колониальными войсками на поле сражения». Они обвиняли французов в «предательстве белой расы, в том, что Grande Nation (Великая нация. – А. В.) опустилась на одну ступень с дикарями и варварами». И хотя численность колониальных частей составляла всего 3–4% от общей численности французской армии, само их присутствие на линии фронта разжигало споры о «цивилизации» и «варварстве» (J.­Y. Le Naour, 2003).

Африканские солдаты, втянутые в европейскую войну

Цвет лагерей

Уже в первые месяцы Великой войны в немецких лагерях для военнопленных оказалось неожиданно много «цветных» солдат. Начиная с 1915 года, в Германии регулярно издаются брошюры и памфлеты, обвиняющие англичан и французов в «нарушении правил цивилизованной войны», в использовании колониальных частей.

Вот одна из таких брошюр: «Цветные вспомогательные народы англичан и французов». Ее автор, юрист Ханс Форст, на двадцати страницах стремился доказать, что использование «нецивилизованных» народов в европейской войне грубо попирает международное право и нарушает ряд договоров, заключенных европейскими странами в канун войны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Понемногу о многом Понемногу о многом

Как люди научились выделывать из хлопка разные ткани?

Знание – сила
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Дело тонкое Дело тонкое

Взгляд шефов на российский вариант кухни Ближнего Востока

Bones
Насколько вы готовы заниматься любимым делом? Насколько вы готовы заниматься любимым делом?

Пройдите тест и узнайте, насколько вы настроены заниматься тем, что любите

Psychologies
На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана

Хотя поверхность Марса сухая, многие особенности рельефа ― древние речные дельты

N+1
Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль

Неужели наш мозг способен контролировать боль?

ТехИнсайдер
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
6 пород кошек, самых простых в уходе 6 пород кошек, самых простых в уходе

Рассказываем про лучших кошек для чайников: с кем меньше возни и больше радости

Maxim
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы

Откуда берется повышенная чувствительность зубов и как от нее избавиться

ТехИнсайдер
Как правильно бегать в темное время суток Как правильно бегать в темное время суток

Руководство для всех спортсменов-полуночников

Maxim
Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов

Перепробовала столько увлажняющих кремов, но ни один не помог?

VOICE
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
Княжна Тараканова. История любви и предательства Княжна Тараканова. История любви и предательства

До встречи с Орловым Елизавета Владимирская сентиментальности не проявляла...

Караван историй
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти

Личные истории участников анонимных сообществ, помогающих преодолеть зависимость

Psychologies
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди «Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

«Бруталист»: разбираемся в потайных ходах монументального фильма Брэйди Корбета

Правила жизни
Чистый холст Чистый холст

Минималистичный, но нескучный интерьер квартиры с элементами неоклассики

SALON-Interior
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Открыть в приложении