Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – силаИстория

Африканские пленные Первой мировой

Александр Волков

Военнопленные из Африки и Азии в немецком лагере Вюнсдорф. Июнь 1917. На фотографии: уроженцы Сенегала, Новой Гвинеи, Сомали, Туниса, Аннама (Северного Вьетнама), Судана и Дагомеи (Бенина)

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась надолго забыта. Интерес к ним пробудился лишь в последнюю четверть века с появления во Франции двух книг, где само слово «забытые» было вынесено в заголовок (A. Becker: «Oubliés de la Grande Guerre. Humanitaire et Culture de Guerre 1914—1918», 1998; O. Abbal. «Soldats oubliés. Les prisonniers de guerre français», 2001). Кто же они, эти «забытые солдаты», «забытые Великой войны»? Речь идет об африканских солдатах, служивших в армиях своих колониальных держав, а также об африканских солдатах, попавших в те годы в плен.

Нашествие варваров

Число пленных в годы Первой мировой войны было беспримерно велико. За эти четыре года в плену перебывало около восьми миллионов человек. Последние из них вернулись домой только в 1922 году.

Тут весьма кстати оказался недавний опыт строительства концентрационных лагерей в Южной Африке в годы англо‑бурской войны. Теперь концлагеря стали оборудовать все, кто еще недавно осуждал «преступный британский опыт».

Как писал французский историк Одон Аббал в очерке «Пленные Великой войны», «с началом этой войны начинается век лагерей» (O. Abbal. «Les Prisonniers de la Grande Guerre», 1987). Именно в Первую мировую войну была создана первая глобальная система концлагерей.

За четыре года войны немцы взяли в плен примерно 600 тысяч французских солдат. «Статистика, впрочем, очень неточна; споры по‑прежнему ведутся и вокруг количества военнопленных, умерших в лагерях» (O. Ab­bal, 1987).

Как отмечает немецкий африканист Янош Риш в статье «Африканские военнопленные в немецких лагерях в годы Первой мировой войны», «к сожалению, мы не располагаем ни точной статистикой относительно числа африканских пленных, ни их общим числом, ни количеством африканцев, содержавшихся в отдельных лагерях» (J. Riesz. «Afrikanische Kriegsgefangene in deutschen Lagern während des Ersten Weltkriegs», 2012).

И это касается не только африканцев. Сто лет назад общество интересовалось, прежде всего, ходом войны и ее итогом, а не судьбами отдельных людей, попавших в плен. Их судьбы были негероическими, и этим всё сказано. Вот как комментировал это равнодушие общества Одон Аббал, давно занимающийся данной темой:

«Общественное мнение страстно следило за боевыми действиями, с пристальным вниманием наблюдало за ходом переговоров в Версале и горячо интересовалось вопросами репараций. А вот вопрос о пленных был далеко не первоочередным» (O. Abbal, 1987).

Пленные интересовали разве что победителей – тех, кто взял их в плен. На официальных фотографиях эти толпы растерянных, понурых людей за проволочными ограждениями были свидетельством трофеев «наших солдат», «наших немецких мальчиков». Они предвещали скорый разгром врага, показывали, что враг не страшен, а жалок. Он не уйдет от справедливого наказания.

Так что в разгар Великой войны пленные нужны были, если не считать их родных, только пропагандистам, которые обвиняли противника в варварстве, в бесчеловечном отношении к людям, попавшим в плен. Каждая из воюющих сторон старалась обвинить противников в том, что те плохо обращаются с пленными, которые содержатся в их лагерях.

«Начиная с 1915 года, французские газеты постоянно сообщали о зверствах, творимых немцами, и называли лагерь Виттенберг в Саксонии "городом мертвых"» (O. Abbal, 1987).

Немецкие пропагандисты отвечали столь же агрессивно, обвиняя страны Антанты во всех мыслимых грехах. Все четыре года войны пленные, содержавшиеся в лагерях по обе стороны фронта, служили «спусковым крючком ненависти» и средством сплочения своего народа. Газетчики разных стран твердили: «Посмотрите, как враги относятся к нашим пленным! Мы должны их за это жестоко наказать!»

Вопрос о судьбе военнопленных осложнялся тем, что он включал в себя еще и «расовый вопрос». Французское правительство, чтобы пополнить армию, приняло решение использовать на фронте воинские части, составленные из уроженцев своих колоний, то есть «цветные воинские части». В Германии это сразу вызвало возмущение.

Французский историк Жан‑Ив Ле Наур пишет в книге «Черный позор. Франция и французские колониальные войска, 1914—1945», что немецкие власти даже апеллировали к мировому сообществу: «Имеет ли право колониальная держава использовать "туземные" войска против белого "высокоцивилизованного" народа?» (J.­Y. Le Naour: «La honte noir. L’Allemagne et les troupes coloniales françaises», 1914—1945», 2003). В ответ французы ссылались на равенство рас и утверждали, что это они защищают цивилизацию и борются «против немецкого насилия и варварства».

В свою очередь, немцы протестовали «против жестокости, творимой колониальными войсками на поле сражения». Они обвиняли французов в «предательстве белой расы, в том, что Grande Nation (Великая нация. – А. В.) опустилась на одну ступень с дикарями и варварами». И хотя численность колониальных частей составляла всего 3–4% от общей численности французской армии, само их присутствие на линии фронта разжигало споры о «цивилизации» и «варварстве» (J.­Y. Le Naour, 2003).

Африканские солдаты, втянутые в европейскую войну

Цвет лагерей

Уже в первые месяцы Великой войны в немецких лагерях для военнопленных оказалось неожиданно много «цветных» солдат. Начиная с 1915 года, в Германии регулярно издаются брошюры и памфлеты, обвиняющие англичан и французов в «нарушении правил цивилизованной войны», в использовании колониальных частей.

Вот одна из таких брошюр: «Цветные вспомогательные народы англичан и французов». Ее автор, юрист Ханс Форст, на двадцати страницах стремился доказать, что использование «нецивилизованных» народов в европейской войне грубо попирает международное право и нарушает ряд договоров, заключенных европейскими странами в канун войны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Незаметный исполин Незаметный исполин

Какие растения вспоминаются нам при словах «семейство бобовые»?

Знание – сила
Читать Читать

Эти издания помогут лучше себя чувствовать в виртуальном пространстве

Psychologies
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Их разыскивает… Их разыскивает…

Кто, по мнению несогласных с официальной версией, мог убить Кеннеди?

Дилетант
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Непрерывный торг Непрерывный торг

Решение Мосбиржи проводить торги в выходные вызвало неоднозначную реакцию

Монокль
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
И не говори… И не говори…

Несколько фраз, которые могут испортить свидание с мужчиной

Лиза
«После введения санкций приходится самим закупать инвентарь» «После введения санкций приходится самим закупать инвентарь»

Биатлонист Даниил Серохвостов — о мотивации, доходах и проблемах с патронами

Ведомости
Добычей не блещут Добычей не блещут

Крупнейшие производители алмазов снизили добычу в 2024 г

Ведомости
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
«Хочется мечтать по-крупному» «Хочется мечтать по-крупному»

В чем секрет двойного успеха Эмина? Каков он вне публичного пространства?

OK!
Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение! Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение!

Как быть, если вы понимаете, что выйти из отношений без потерь не получится?

Psychologies
Изабелла Росселлини: Все свободны! Изабелла Росселлини: Все свободны!

До первого контракта с Lancôme в 1983 году она вообще не красилась. Не хотела

Afternoon Seasons of life
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
Пентхаус на слиянии двух рек Пентхаус на слиянии двух рек

Екатерина Богачик о современном интерьере квартиры в пентхаусе

SALON-Interior
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Печать счастья Печать счастья

Как определить по дате рождения, будет ли гармоничным твой брак

Лиза
«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди «Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

«Бруталист»: разбираемся в потайных ходах монументального фильма Брэйди Корбета

Правила жизни
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Открыть в приложении