RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Аромат денег
Могут ли редкие духи стать инвестицией? О необычной форме вложения средств рассуждает коллекционер, создатель парфюмерного клуба Sweet Sixties Галина Анни

Меня часто спрашивают: могут ли парфюмерные флаконы быть инвестицией, или это только эмоциональное вложение, удовлетворение коллекционера? Мой ответ — безусловно, могут. Но надо очень хорошо понимать, что и где покупать, где продавать, на какой рынок рассчитывать: отечественный или международный. Отечественное покупается хорошо, его любят, особенно дореволюционное — при этом не только флаконы, а всё, связанное с парфюмерией. Самые известные коллекционеры российского — Вениамин Кожаринов, выпустивший две книги о русской парфюмерии, и Ирина Воробьёва, соучредитель Музея русской парфюмерии в Люблино. Недавно на ВДНХ экспонировалась её коллекция в рамках выставки «Слава и величие парфюмеров царской России».
Содержимое очень старых флаконов, как правило, не рассматривается как ценность, но полный запечатанный флакон стоит дороже. Здесь проходит граница между коллекционерами артефактов и ценителями именно винтажных ароматов: у них разные подходы к собирательству. Покупатели редких флаконов за тысячи и десятки тысяч долларов на специализированных офлайн-аукционах обычно не рассчитывают пользоваться содержимым бутылочек. Им важны редкость выпуска, имя создателя флакона или фабрики-производителя (Lalique, Baccarat, Viard), художественная ценность объекта, сохранность презентации: целостность флакона, этикетка, бодрюш, коробочка, шелковый ложемент.

В 2005 году в Москву на Антикварный салон приезжала Кристи Майер Лефкович — известный в мире коллекционер, автор нескольких классических книг по истории парфюмерных флаконов, куратор специализированного аукциона в Женеве. Кристи создала теорию о «второй жизни» духов. Первая жизнь — это когда духи ещё продаются как таковые. Вторая — когда перестают продаваться и становятся предметами искусства. Двадцать лет назад Лефкович привезла в Москву коллекцию знаковых европейских флаконов, но состоятельный российский покупатель ещё плохо знал тему и отнёсся к ней прохладно, а для коллекционеров собственно ароматов флаконы были «слишком пустыми» и чересчур дорогими.