На российском авторынке беспрецедентный дефицит ходовых моделей в автосалонах

ЭкспертАвто

Авторынок: движение с перегревом

На российском авторынке на фоне повышенного спроса наблюдается беспрецедентный дефицит ходовых моделей в автосалонах. Перегрев спроса может продолжаться до конца года или даже дольше

Нехватка машин подстегивает производство: завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (на фото) планирует выпустить по итогам года 230 тыс. автомобилей, что превышает показатели 2019-го, когда было произведено 219,1 тыс. авто

Последние месяцы на российском авторынке жарко не только из-за погоды, но и в связи с разогретым покупательским спросом: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи новых легковых автомобилей достигли 151,9 тыс. штук, в мае — 147,3 тыс., в июне, по предварительным оценкам, они тоже превысят отметку 150 тыс. штук. По сравнению с аналогичными месяцами прошлого года рост составил внушительные 290% в мае и 133% в апреле, что, впрочем, связано с эффектом низкой базы весны 2020-го, когда большинство автосалонов в крупных городах закрылись и продажи, по сути, были заморожены. Однако последние два месяца показатели продаж все равно высоки, если их сравнивать со статистикой еще благополучного позапрошлого года: в текущем году по сравнению с маем и апрелем 2019-го продажи новых машин выросли соответственно на 11 и 7% (см. график).

На фоне того, что покупательская способность в России падает, продолжающийся разгон спроса на автомобили выглядит противоречиво. Связан он прежде всего со стремлением покупателей спасти свои накопления из-за быстрого роста цен на все: люди стремятся вложить деньги в товары длительного пользования, а это прежде всего недвижимость и автомобили. Продавцы констатируют, что только в текущем году цены на авторынке в среднем поднялись на 1520%, и в июне этот процесс продолжается. «Автомобили продолжают расти в цене: уже в начале июня по марке Mercedes прайсы выросли в среднем на два процента; некоторые модели Volvo нового модельного года стали дороже на 100200 тысяч рублей; практически все модели Hyundai подорожали в среднем на 2060 тысяч рублей, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — До конца года стоимость автомобилей еще увеличится, на это главным образом влияет колебание курса валют и индексация. Стабильный покупательский интерес сейчас связан с тем, что клиенты хотят успеть приобрести автомобиль до очередного повышения цен».

Опять в очередь

Увы, к повышенному спросу на автомобили российский авторынок оказался не готов. Казалось бы, такое несовместимое с рыночной экономикой понятие, как дефицит, остается реальностью. Начавшаяся в конце прошлого года нехватка ходовых моделей в автосалонах не только не исчезла, но и усилилась. В дилерских центрах ходовых моделей сейчас приходится ждать от трех до шести месяцев, а иногда и дольше. Хотя ситуация зависит от конкретных брендов. «В настоящее время в массовом сегменте сильно ограничены поставки таких марок, как Mazda (почти нереально купить Mazda6 и СХ-9), Toyota (весь модельный ряд, но особенно тяжелая ситуация с поставками Land Cruiser Prado, 200, Highlander), Subaru. У Kia традиционно сложно найти модели Mohave, Sorento, Seltos и Carnival. Попроще ситуация у Škoda, Volkswagen, Nissan, Hyundai и Mitsubishi — как правило, машину подобрать можно, поискав ее у нескольких дилеров, — говорит Сергей Пиголкин, руководитель сервиса онлайн-покупки новых автомобилей Carclick.ru. — В премиальном сегменте почти отсутствуют автомобили марки Jaguar: по моим сведениям, в наличии всего около двадцати автомобилей на всю страну. Крайне скудный выбор у Cadillac (к примеру ХТ4, недавно вышедший на рынок, доступен всего в нескольких экземплярах), Porsche и Lexus (кроме RX) по всему модельному ряду, у Audi по-прежнему мало в продаже моделей Q7 и Q8. Зато, к примеру, у Infiniti до сих пор не распроданы QX60 2019 года выпуска, хотя в целом количество автомобилей у дилеров тоже невелико. Аналогичная ситуация и у Jeep. Относительно стабилизировалась ситуация у Mercedes-Benz и BMW: почти весь модельный ряд есть у дилеров в достаточном количестве, а по некоторым моделям (GLC, E-класс) количество машин на складах вернулось к показателям до пандемии».

Причинами нехватки автомобилей называют вызванные пандемией перебои в производственных процессах, прежде всего нехватку чипов, а также сбои в логистических цепочках. Проблема дефицита актуальна и в других странах. «Нехватка автомобилей в России это, в том числе, часть глобального процесса, — констатирует Александр Груздев, основатель аналитической компании Gruzdev Analyze. — К примеру, в США аналитики ожидают дефицита до двух миллионов автомобилей по итогам года. Практически все автопроизводители испытывают недостаток компонентов для производства по многим причинам, в том числе из-за проблем с логистикой. Поэтому первое, что надо понять: дефицит этот не создан искусственно в России, это часть большого дефицита в масштабах всего мира. Нехватка автомобилей коснулась всех производителей, но в большей части это заметно для более популярных марок и моделей».

Ситуацию с дефицитом оборачивают в свою пользу автодилеры. Сейчас распространенная практика на авторынке — предложение автомобилей с различными дополнительными опциями (сигнализация, мультимедийные устройства, обвес и проч.), которые предлагаются по завышенной цене и на которых продавцы неплохо зарабатывают. Этим летом цены навязываемых дополнительных опций достигают беспрецедентных размахов, достигающих рекордных 2530% от первоначальной цены. Например, накрутка за «допы» на модель Land Cruiser Prado (розничная цена от трех миллионов рублей) сейчас может достигать миллиона рублей. Такую же сумму могут добавлять к цене на ходовую модель Kia Mohave (начальная цена от 3,6 млн рублей). К начальной цене 2,6 млн рублей за новый Kia Carnival сейчас могут добавлять 400600 тыс. рублей, а за обновленный Renault Duster ценой от 980 тыс. рублей могут наставить дополнительного оборудования на 250 тысяч.

А те, кому не нравится покупать автомобили с такими наценками, могут вставать в длинную очередь и ждать несколько месяцев. Жалобы в Роспотребнадзор за такие навязанные услуги, по отзывам покупателей, не помогают: формально так делать нельзя, в случае поступления такой жалобы регулятор назначает проверки, но они приходят с опозданием, когда машина с накрученным ценником уже продана. Сквозь пальцы на ситуацию смотрят и автопроизводители, имеющие на дилера сильное влияние. Формально автопроизводители говорят, что ситуация с накрутками «допов» на новые машины неприемлема, однако штрафы и другие санкции на дилеров не накладываются. Своей позицией автоконцерны дают дилерам заработать после сложного периода локдауна и в ситуации неопределенности, когда неясно, что с рынком будет дальше.

Когда рынок остынет?

Рано или поздно аномально разогретый спрос должен остынуть. По мнению участников рынка, проблема нехватки автомобилей разрешится в лучшем случае к середине осени, в худшем — к середине следующего года. «Раньше октября не стоит ожидать улучшения ситуации с доступностью автомобилей на рынке. Это связано в том числе с тем, что на многих автозаводах в августе запланированы каникулы, производство автомобилей опять будет приостановлено, — прогнозирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр”. — Давать прогнозы на осень пока рано, так как далее на развитие ситуации будет влиять наличие ограничений, связанных с пандемией коронавируса и логистикой. Кроме того, надо принимать во внимание тот факт, что после полного снятия ограничений в Европе там возобновятся активные продажи автомобилей. Поскольку внутренние рынки для производителей в приоритете, это может отразиться на объемах поставки автомобилей в Россию».

«Проблема дефицита автомобилей будет решена ближе к концу первого полугодия 2022 года, — более скептичен Андрей Ольховский, генеральный директор автодилера “Автодом”. — До этого времени все участники рынка будут испытывать определенные проблемы с автомобилями, комплектациями и опциями. На ситуацию будут продолжать влиять главные причины дефицита — последствия пандемии и нарушение логистических цепочек, а также дефицит ряда компонентов, в основном полупроводников».

Ну а после стабилизации ситуации продажи, скорее всего, будут падать. «Как только доступность авто станет привычной, продажи резко снизятся, не в последнюю очередь из-за роста цен», — прогнозирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Важным дополнительным фактором, влияющим на спрос, будет вопрос о возобновлении мер господдержки. Глядя на то, что продажи на авторынке и так растут, в мае льготы на приобретение автомобилей для многодетных семей, медработников, для тех, кто приобретает автомобиль в первый раз, и для других категорий граждан были приостановлены. Однако Минпромторг обещает возобновить господдержку в августе.

«Самым реалистичным сейчас кажется сценарий, при котором по итогам первого полугодия будет рост продаж (что мы и наблюдаем в настоящее время), однако в конце года ожидается снижение числа новых зарегистрированных автомобилей до 1,4 миллиона штук (минус четыре процента относительно 2020 года), — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы “Авто.ру”. — Однако в случае ухудшения экономической ситуации в России и дальнейшего падения рубля объем продаж новых машин по итогам года может снизиться и вовсе до 1,25 миллиона единиц. Рассчитывать на положительное завершение года можно при широком распространении госпрограммы льготного кредитования: в 2020 году порог максимальной стоимости автомобиля был увеличен до полутора миллионов рублей. В таком случае можно будет наблюдать рост российского авторынка по итогам текущего года до 1,6 миллиона единиц».

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»* Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»*

Талибы договорились друг с другом и огласили компромиссный состав правительства

Эксперт
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Дорожники объединяются в цифровой альянс Дорожники объединяются в цифровой альянс

Российскую строительную отрасль железной рукой гонят в «цифру»

Эксперт
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Пьянящий актив Пьянящий актив

Власти Крыма продают «Массандру» вместе с сотнями тысяч бутылок вина

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Побеждённая зараза Побеждённая зараза

Натуральная оспа — первая и единственная болезнь, которую удалось ликвидировать

Дилетант
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Графен меняет всё Графен меняет всё

Разработки на основе графена уже близки к массовому внедрению в экономику

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Две половинки целого – это иллюзия Две половинки целого – это иллюзия

Как сохранять хорошие, живые отношения долгие годы?

Psychologies
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Открыть в приложении