На российском авторынке беспрецедентный дефицит ходовых моделей в автосалонах

ЭкспертАвто

Авторынок: движение с перегревом

На российском авторынке на фоне повышенного спроса наблюдается беспрецедентный дефицит ходовых моделей в автосалонах. Перегрев спроса может продолжаться до конца года или даже дольше

Нехватка машин подстегивает производство: завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (на фото) планирует выпустить по итогам года 230 тыс. автомобилей, что превышает показатели 2019-го, когда было произведено 219,1 тыс. авто

Последние месяцы на российском авторынке жарко не только из-за погоды, но и в связи с разогретым покупательским спросом: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи новых легковых автомобилей достигли 151,9 тыс. штук, в мае — 147,3 тыс., в июне, по предварительным оценкам, они тоже превысят отметку 150 тыс. штук. По сравнению с аналогичными месяцами прошлого года рост составил внушительные 290% в мае и 133% в апреле, что, впрочем, связано с эффектом низкой базы весны 2020-го, когда большинство автосалонов в крупных городах закрылись и продажи, по сути, были заморожены. Однако последние два месяца показатели продаж все равно высоки, если их сравнивать со статистикой еще благополучного позапрошлого года: в текущем году по сравнению с маем и апрелем 2019-го продажи новых машин выросли соответственно на 11 и 7% (см. график).

На фоне того, что покупательская способность в России падает, продолжающийся разгон спроса на автомобили выглядит противоречиво. Связан он прежде всего со стремлением покупателей спасти свои накопления из-за быстрого роста цен на все: люди стремятся вложить деньги в товары длительного пользования, а это прежде всего недвижимость и автомобили. Продавцы констатируют, что только в текущем году цены на авторынке в среднем поднялись на 1520%, и в июне этот процесс продолжается. «Автомобили продолжают расти в цене: уже в начале июня по марке Mercedes прайсы выросли в среднем на два процента; некоторые модели Volvo нового модельного года стали дороже на 100200 тысяч рублей; практически все модели Hyundai подорожали в среднем на 2060 тысяч рублей, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — До конца года стоимость автомобилей еще увеличится, на это главным образом влияет колебание курса валют и индексация. Стабильный покупательский интерес сейчас связан с тем, что клиенты хотят успеть приобрести автомобиль до очередного повышения цен».

Опять в очередь

Увы, к повышенному спросу на автомобили российский авторынок оказался не готов. Казалось бы, такое несовместимое с рыночной экономикой понятие, как дефицит, остается реальностью. Начавшаяся в конце прошлого года нехватка ходовых моделей в автосалонах не только не исчезла, но и усилилась. В дилерских центрах ходовых моделей сейчас приходится ждать от трех до шести месяцев, а иногда и дольше. Хотя ситуация зависит от конкретных брендов. «В настоящее время в массовом сегменте сильно ограничены поставки таких марок, как Mazda (почти нереально купить Mazda6 и СХ-9), Toyota (весь модельный ряд, но особенно тяжелая ситуация с поставками Land Cruiser Prado, 200, Highlander), Subaru. У Kia традиционно сложно найти модели Mohave, Sorento, Seltos и Carnival. Попроще ситуация у Škoda, Volkswagen, Nissan, Hyundai и Mitsubishi — как правило, машину подобрать можно, поискав ее у нескольких дилеров, — говорит Сергей Пиголкин, руководитель сервиса онлайн-покупки новых автомобилей Carclick.ru. — В премиальном сегменте почти отсутствуют автомобили марки Jaguar: по моим сведениям, в наличии всего около двадцати автомобилей на всю страну. Крайне скудный выбор у Cadillac (к примеру ХТ4, недавно вышедший на рынок, доступен всего в нескольких экземплярах), Porsche и Lexus (кроме RX) по всему модельному ряду, у Audi по-прежнему мало в продаже моделей Q7 и Q8. Зато, к примеру, у Infiniti до сих пор не распроданы QX60 2019 года выпуска, хотя в целом количество автомобилей у дилеров тоже невелико. Аналогичная ситуация и у Jeep. Относительно стабилизировалась ситуация у Mercedes-Benz и BMW: почти весь модельный ряд есть у дилеров в достаточном количестве, а по некоторым моделям (GLC, E-класс) количество машин на складах вернулось к показателям до пандемии».

Причинами нехватки автомобилей называют вызванные пандемией перебои в производственных процессах, прежде всего нехватку чипов, а также сбои в логистических цепочках. Проблема дефицита актуальна и в других странах. «Нехватка автомобилей в России это, в том числе, часть глобального процесса, — констатирует Александр Груздев, основатель аналитической компании Gruzdev Analyze. — К примеру, в США аналитики ожидают дефицита до двух миллионов автомобилей по итогам года. Практически все автопроизводители испытывают недостаток компонентов для производства по многим причинам, в том числе из-за проблем с логистикой. Поэтому первое, что надо понять: дефицит этот не создан искусственно в России, это часть большого дефицита в масштабах всего мира. Нехватка автомобилей коснулась всех производителей, но в большей части это заметно для более популярных марок и моделей».

Ситуацию с дефицитом оборачивают в свою пользу автодилеры. Сейчас распространенная практика на авторынке — предложение автомобилей с различными дополнительными опциями (сигнализация, мультимедийные устройства, обвес и проч.), которые предлагаются по завышенной цене и на которых продавцы неплохо зарабатывают. Этим летом цены навязываемых дополнительных опций достигают беспрецедентных размахов, достигающих рекордных 2530% от первоначальной цены. Например, накрутка за «допы» на модель Land Cruiser Prado (розничная цена от трех миллионов рублей) сейчас может достигать миллиона рублей. Такую же сумму могут добавлять к цене на ходовую модель Kia Mohave (начальная цена от 3,6 млн рублей). К начальной цене 2,6 млн рублей за новый Kia Carnival сейчас могут добавлять 400600 тыс. рублей, а за обновленный Renault Duster ценой от 980 тыс. рублей могут наставить дополнительного оборудования на 250 тысяч.

А те, кому не нравится покупать автомобили с такими наценками, могут вставать в длинную очередь и ждать несколько месяцев. Жалобы в Роспотребнадзор за такие навязанные услуги, по отзывам покупателей, не помогают: формально так делать нельзя, в случае поступления такой жалобы регулятор назначает проверки, но они приходят с опозданием, когда машина с накрученным ценником уже продана. Сквозь пальцы на ситуацию смотрят и автопроизводители, имеющие на дилера сильное влияние. Формально автопроизводители говорят, что ситуация с накрутками «допов» на новые машины неприемлема, однако штрафы и другие санкции на дилеров не накладываются. Своей позицией автоконцерны дают дилерам заработать после сложного периода локдауна и в ситуации неопределенности, когда неясно, что с рынком будет дальше.

Когда рынок остынет?

Рано или поздно аномально разогретый спрос должен остынуть. По мнению участников рынка, проблема нехватки автомобилей разрешится в лучшем случае к середине осени, в худшем — к середине следующего года. «Раньше октября не стоит ожидать улучшения ситуации с доступностью автомобилей на рынке. Это связано в том числе с тем, что на многих автозаводах в августе запланированы каникулы, производство автомобилей опять будет приостановлено, — прогнозирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр”. — Давать прогнозы на осень пока рано, так как далее на развитие ситуации будет влиять наличие ограничений, связанных с пандемией коронавируса и логистикой. Кроме того, надо принимать во внимание тот факт, что после полного снятия ограничений в Европе там возобновятся активные продажи автомобилей. Поскольку внутренние рынки для производителей в приоритете, это может отразиться на объемах поставки автомобилей в Россию».

«Проблема дефицита автомобилей будет решена ближе к концу первого полугодия 2022 года, — более скептичен Андрей Ольховский, генеральный директор автодилера “Автодом”. — До этого времени все участники рынка будут испытывать определенные проблемы с автомобилями, комплектациями и опциями. На ситуацию будут продолжать влиять главные причины дефицита — последствия пандемии и нарушение логистических цепочек, а также дефицит ряда компонентов, в основном полупроводников».

Ну а после стабилизации ситуации продажи, скорее всего, будут падать. «Как только доступность авто станет привычной, продажи резко снизятся, не в последнюю очередь из-за роста цен», — прогнозирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Важным дополнительным фактором, влияющим на спрос, будет вопрос о возобновлении мер господдержки. Глядя на то, что продажи на авторынке и так растут, в мае льготы на приобретение автомобилей для многодетных семей, медработников, для тех, кто приобретает автомобиль в первый раз, и для других категорий граждан были приостановлены. Однако Минпромторг обещает возобновить господдержку в августе.

«Самым реалистичным сейчас кажется сценарий, при котором по итогам первого полугодия будет рост продаж (что мы и наблюдаем в настоящее время), однако в конце года ожидается снижение числа новых зарегистрированных автомобилей до 1,4 миллиона штук (минус четыре процента относительно 2020 года), — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы “Авто.ру”. — Однако в случае ухудшения экономической ситуации в России и дальнейшего падения рубля объем продаж новых машин по итогам года может снизиться и вовсе до 1,25 миллиона единиц. Рассчитывать на положительное завершение года можно при широком распространении госпрограммы льготного кредитования: в 2020 году порог максимальной стоимости автомобиля был увеличен до полутора миллионов рублей. В таком случае можно будет наблюдать рост российского авторынка по итогам текущего года до 1,6 миллиона единиц».

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Киберпанк на дорогах Киберпанк на дорогах

Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин

Эксперт
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Искусство лени Искусство лени

О личной эффективности говорят все, но мало кто вспоминает о пользе безделья

Psychologies
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Лучший производитель великих дел Лучший производитель великих дел

Бурхард Кристоф Миних был настоящим русским патриотом и храбрым воякой

Дилетант
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Открыть в приложении