Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

ЭкспертБизнес

«Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании и наконец сделать ее прибыльной. Планируемые инвестиции в 350 млн долларов дадут «Делимобилю» шанс удержаться в лидерах российского рынка услуг каршеринга

Алексей Грамматчиков

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Коммунизм на российских дорогах выходит на новый уровень развития — пионер рынка услуг совместного использования автомобилей в России компания «Делимобиль» подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам США на проведение IPO: она хочет разместить свои акции на Нью-Йоркской бирже с целью получить новый импульс для укрепления бизнеса, что позволит удержаться на гребне все еще поднимающейся волны рынка услуг каршеринга.

График 1: Основные собственники «Делимобиля» – компании, подконтрольные основателю Винченцо Трани

В преддверии IPO компания раскрыла интересные показатели своей деятельности. «Делимобиль», который был основан в 2015 году в Москве итальянским предпринимателем Винченцо Трани, согласно представленному официальному проспекту IPO, принадлежит холдингу Delimobil Holding S. A., зарегистрированному в Люксембурге. На 38% им владеют международная MK Impact Finance, а также Mikro Fund (16,9%), D-Mobility Worldwide (13,4%), бенефициаром всех трех компаний является Винченцо Труни. Еще одному крупному акционеру, «ВТБ Капиталу», принадлежит 13,4%. Прочие акционеры компании — сооснователь «Делимобиля» Артем Сергеев (11,1%) и другие менеджеры компании (7,3%, см. график 1).

С момента основания «Делимобиль» демонстрирует динамичные темпы развития на рынке каршеринга: если в момент своего запуска осенью 2015-го парк компании насчитывал всего 100 автомобилей, то к настоящему времени он вырос до 18,4 тыс. машин. И если компания шесть лет назад присутствовала только в Москве, то сейчас ее сервис развивается еще в десяти российских городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти и Туле. Растет и число пользователей: с отметки несколько тысяч человек в год в момент старта до 7,1 млн зарегистрированных пользователей сервиса к середине текущего года.

Однако финансовые показатели компании при таком стремительном росте не столь оптимистичны. С одной стороны, у нее существенно растет выручка: за 2020 год, даже несмотря на пандемию, она составила 6,4 млрд рублей, на 28,6% больше, чем годом ранее (5 млрд рублей). А в первом полугодии 2021-го выручка составила уже 4,9 млрд рублей, и это на 119% больше, чем за аналогичный период прошлого года (2,24 млрд рублей). Но при этом «Делимобиль» остается пока убыточным.

График 2: Штрафы являются вторым источником выручки «Делимобиля»

Номинально компания заявляет о валовой прибыли: в 2020 году она составила 72 млн рублей, за первое полугодие 2021 года уже миллиард рублей. Однако чистой прибыли нет: после затрат на маркетинг, налоги, административные и другие расходы 2020 год закончился для «Делимобиля» с убытком три миллиарда рублей. В первом полугодии 2021-го убыток получился хотя и меньшим, но все равно внушительным: один миллиард рублей.

В своем проспекте IPO «Делимобиль» указывает интересные подробности своих затрат и выручки. Например, из отчета видно, что на втором месте после собственно оплаты услуг каршеринга клиентами идут штрафы, которые собираются с пользователей за нарушение правил, повреждение машин и другие нарушения договора пользования автомобилем: скажем, за первую половину текущего года компания получила доход от них в размере 682 млн рублей, или 13,8% всей выручки за этот период (см. график 2).

Одновременно компания раскрыла данные и о своей существенной задолженности. Ее активы насчитывают 19 млрд рублей, при этом задолженность перед третьими лицами составляет 22 млрд рублей — в основном это обязательства за взятые в лизинг машины. В эту сумму также входят акции на 5,4 млрд рублей, которые получит ВТБ в обмен на объявленные ранее инвестиции.

Впереди планеты всей

Российский рынок каршеринга продолжает динамично развиваться, он занимает лидирующие позиции в мире. В частности, согласно данным международной аналитической компании Frost & Sullivan, по парку каршеринговых автомобилей — 25 тыс. единиц — Москва является городом номер один на планете, обгоняя по этому показателю Токио, где парк каршеринга на 20% меньше. Всего же, по данным Russian Automotive Market Research, по итогам 2020 года парк каршеринговых компаний в России насчитывал 45,3 тыс. автомобилей и представлен в 26 российских городах. В мировом разрезе, по данным Frost & Sullivan, российский рынок каршеринга находится на втором вместе в мире, уступая только Китаю (200 тыс. машин) и обгоняя Индию (12,3 тыс.), США (11,8 тыс.), Великобританию (5,3 тыс.), Францию (4,9 тыс.), Бразилию (1,7 тыс.; см. график 3).

График 3: Россия занимает второе место в мире по каршерингу

В деньгах, по оценкам «ТИАР-Центра» и РАЭК, весь рынок каршеринга в России в 2020 году составил 22,4 млрд рублей, показав прирост на 9%. Самым крупным и перспективным рынком в России остается Москва, здесь в прошлом году из-за локдауна прирост парка автомобилей совместного использования хоть и приостановился, составив 25 тыс. автомобилей (столько же, сколько в 2019 году), однако, по прогнозу Frost & Sullivan, к 2025-му он увеличится еще почти в два раза, превысив отметку 49 тыс. машин.

В настоящее время в России насчитывается более двух десятков компаний, предоставляющих услуги каршеринга. При этом степень консолидации уже довольно высока: 90% каршеринга в России контролируют четыре компании — «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», «Ситидрайв» и «Белка кар». Отчаянная схватка за лидерство идет между «Делимобилем» и «Яндекс.Драйв». Казалось, что в прошлом году «Яндексу» удалось прочно занять место ведущей российской каршеринговой компании: по итогам 2020 года он обладал самым значимым автопарком (16,3 тыс. единиц) и выручкой 8,5 млрд рублей. Однако в текущем году «Делимобиль» нажал на акселератор: согласно данным Frost & Sullivan, по итогам первого полугодия 2021-го компания все же вышла на первое место по автопарку — 16,6 тыс. машин, лидирует по числу городов присутствия (11) и средней продолжительности поездки (35 минут). Но главное, что в текущем году «Делимобилю» удалось занять самую большую долю — 44% — самого значимого столичного рынка услуг каршеринга (см. таблицу).

Ударники коммунистического труда

О планах выхода на IPO «Делимобиль» сообщал еще в 2019 году. Ранее представители компании заявляли, что планируют пустить в свободный оборот порядка 40% акций и привлечь около 350 млн долларов. Сейчас в «Делимобиле» не подтверждают и не опровергают эти планы, сообщая только, что на бирже компания будет продавать депозитарные расписки (ADS), их покупатели не будут считаться полноценными акционерами. После размещения в США «Делимобиль» планирует также провести листинг акций на Московской бирже.

График 4: Парк каршеринга в Москве к 2024 году увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом

На вопросы «Эксперта» о планах IPO в «Делимобиле» не ответили, агентство Reuters со ссылкой на три источника на финансовом рынке, со своей стороны, сообщает, что с помощью выхода на биржу сервис действительно намерен привлечь около 350 млн долларов. При этом в числе банков — организаторов размещения источники агентства назвали Bank of America, Citi, UBS, Sberbank CIB, «ВТБ Капитал» и «Ренессанс Капитал».

С помощью новых инвестиций «Делимобиль» планирует дальше развивать бизнес: увеличивать автопарк, осваивать новые регионы, а также снижать долговую нагрузку и превращаться в прибыльную компанию. В «Делимобиле» признают: бизнес быстро вырос за последние годы, но дальнейший рост требует значительных инвестиций.

В последнее время компания старается диверсифицировать свою деятельность: в 2018 году она приобрела каршеринговый сервис Anytime, который сейчас специализируется на развитии услуг долгосрочной аренды. Компания также планирует дальше идти в российские регионы: сервис видит каршеринговый потенциал как минимум в 38 городах с населением более 500 тыс. человек. Не исключается и международная экспансия: в 2018 году «Делимобиль» запустил свои сервисы в Белоруссии, Казахстане, а в 2019-м — в Чехии. За пределами России компания работает под брендом Anytime и, вероятно, в будущем станет осваивать другие страны.

Кстати, чтобы придать больший вес в международных кругах в преддверии IPO, совет директоров Delimobil Holding S. A. пополнился видным европейским политиком — известным итальянским сенатором, бывшим премьер-министром Италии Маттео Ренци. Правда, при этом Delimobil Holding честно оповещает своих инвесторов, что Ренци является фигурантом нескольких расследований, инициированных прокуратурой его родной Флоренции, а также Рима, и в случае негативного исхода разбирательств политик будет вынужден покинуть совет директоров.

В России коронакризис стал для «Делимобиля» катализатором вывода на рынок новых услуг: чтобы в разгар пандемии машины не простаивали, «Делимобиль» запустил сервис доставки товаров для бизнеса, а сейчас это направление стало дополнительным сегментом бизнеса, который в прошлом году принес компании выручку в размере 153 млн рублей. Еще одним перспективным направлением деятельности «Делимобиль» указывает свою систему контроля и обслуживания машин; он планирует предлагать эти сервисы сторонним компаниям.

Таблица 1: Ключевые показатели ведущих участников рынка каршеринга в России

Потолок через четыре года

В целом опрошенные «Экспертом» аналитики убеждены, что выход «Делимобиля» на биржу — это оправданный инструмент развития бизнеса компании, когда важно сохранять высокий темп и лидерство. «Финансовому рынку очень не хватает компаний с большой долей розничной выручки — это каршеринги, фитнес-центры, другие предприятия. Накопление долга — стандартная проблема быстрорастущих компаний. Отрицательный финансовый результат “Делимобиля” обусловлен высокими финансовыми расходами. Огромный рынок и низкий собственный капитал позволяют завоевать заметную долю рынка только за счет роста долга, и единственный выход для продолжения бизнеса — докапитализация, например через IPO», — считает Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке компании «Фридом финанс».

«Основная проблема развития рынка каршеринга — большие инвестиции на входе, — соглашается Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра “Альпари”. — У кого больше автопарк, тот и становится лидером рынка: чем шире предложение автомобилей, тем проще пользоваться этой услугой. В этом свете выход “Делимобиля” на IPO вполне оправдан. Для бизнеса такого сегмента и масштаба некоторые убытки в момент обкатки системы вполне нормальны». При этом, чтобы увеличить доходность, компания не может поднимать цены из-за острой конкуренции, а также ограниченной платежеспособности клиентов. В настоящее время расценки «Делимобиля» за минуту аренды автомобиля, например в Москве, составляют восемь рублей, примерно за столько же сейчас предлагают свои услуги «Яндекс» и другие каршеринговые компании. Кстати, эти цены ниже зарубежных: в Европе минута аренды стоит в среднем 20–30 евроцентов, или 16–25 рублей в пересчете по курсу.

Вполне оправданно, по мнению аналитиков, «Делимобиль» делает ставку на дальнейшее развитие рынка услуг каршеринга в России. «Личный автомобиль в России давно не воспринимается как предмет инвестиций или гарантия какой-то социальной устойчивости, — продолжает Анна Бодрова. — В крупных городах, где есть проблемы с парковочным пространством, своя машина становится, скорее, причиной постоянной головной боли, чем механизмом, обеспечивающим комфорт. В этом свете развитие каршеринга вполне объяснимо: не нужно думать о техническом обслуживании, страховке, прочих нюансах владения транспортом, но всегда есть возможность точечно располагать комфортом и удобством».

«Бурное развитие каршеринга в ряде российских городов обусловлено двумя причинами, — считает Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. — В первую очередь это жесткая парковочная политика с введением платного парковочного пространства на большей части города, как это произошло в Москве. И второе — активным пользованием мобильными приложениями и гаджетами большей части населения российских городов, особенно молодежи. Людям очень нравится быть независимыми, самостоятельными в принятии решений, например о краткосрочной аренде автомобиля, при помощи только лишь своего мобильного устройства. Это и определяет популярность таких сервисов, как “Делимобиль”».

Впрочем, в «Делимобиле» признают, что рынок каршеринга в России продолжает развиваться скорее от бедности и невозможности значимой доли населения купить себе личный автомобиль. «Мы видим из статистики, что большинство наших клиентов — это люди, у которых недостаточно денег, чтобы купить свой автомобиль, и которые не имеют доступа к кредитованию. Да, Москва стала первым городом в мире по развитию каршеринга, во многом это связано с тем, что сюда приезжает много людей, которые хотят работать, при этом у них недостаточно денег, чтобы купить свой автомобиль. Это характерно для развития каршеринга в странах с развивающимися экономиками, к которым относится и Россия. Получается, что каршеринг в России — это не какая-то услуга уровня люкс, а сервис, позволяющий решить элементарные потребности в мобильности», — рассказывал Винченцо Трани в интервью «Эксперту» в прошлом году (см. «Каршеринг вытеснит такси», № 12 за 2020 год).

Однако потенциал роста российского рынка каршеринга не бесконечен, его экстенсивное развитие скоро закончится, рынок достигнет потолка через три-четыре года. «Рынок каршеринга может быть насыщен предложением уже к 2025 году, — прогнозирует Анна Бодрова. — Тогда, когда в этом сегменте услуг будут работать четыре-пять устойчивых брендов с хорошим автопарком, причем не только легковых автомобилей — сектор грузоперевозок тут практически не освоен».

Не столь однозначно выглядят радужные планы развития каршеринговых компаний в регионах, где не везде есть ограничения по парковкам и хорошо развит общественный транспорт. «Участники рынка каршеринга говорят, что потенциально рынок услуг краткосрочной аренды автомобилей состоит из 38 городов с населением более 500 тысяч человек, — говорит Георгий Ващенко. — Но вопрос развития сервиса в городах с населением менее одного миллиона человек, на наш взгляд, недостаточно проработан. Региональная экспансия — это не только шанс, но и высокий риск. Нужно учитывать развитие общественного транспорта в том или ином городе, наличие платных парковок, сложности с парковкой личных автомобилей и так далее. Немаловажно и сотрудничество с местной администрацией: появится каршеринг в городе или нет, в конечном счете решают власти — в том плане, будет ли этот бизнес обеспечен комфортными условиями».

Значимые риски для каршеринговых компаний несут и крупные автопроизводители, которые все больше смотрят в сторону предоставления своей продукции в разные формы совместного использования: в России Hyundai, Volvo и другие компании активно развивают так называемые услуги по подписки на автомобили, когда машину можно взять в аренду сроком от одного дня. Автопроизводители предлагают машины узнаваемых брендов, имеют развитую экосистему дилеров и несравнимо более значимые финансовые ресурсы, которые они могут направлять на скидки и другие маркетинговые акции.

Все это в ближайшем будущем будет стимулировать каршеринговые компании улучшать свое ценообразование, придумывать новые тарифы и сервисы. «Для дальнейшего развития сегмента арендных автомобилей каршеринговым компаниям стоит использовать международный опыт, например вводить специальные выгодные тарифы на дальние поездки с оплатой за ежедневный пробег и развивать peer-to-peer (народный) каршеринг, — отмечает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако это никак не повлияет на спрос на личные автомобили — доля владельцев транспортных средств в целом сохраняется из года в год, каршеринг используется лишь в редких случаях: поездки по курортным городам или в ситуации, когда личное авто на сервисе. Хотя стоит признать, что пандемия коронавируса частично повлияла на смену потребительских предпочтений: каршеринг стал более безопасной альтернативой общественному транспорту и более выгодным, чем такси».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трансформация Facebook: есть ли жизнь в метавселенной? Трансформация Facebook: есть ли жизнь в метавселенной?

Корпорация Meta делает ставку на развитие виртуальной реальности

Эксперт
Как мобильные приложения помогают спать, отдыхать и снижать тревожность: 5 лучших сервисов Как мобильные приложения помогают спать, отдыхать и снижать тревожность: 5 лучших сервисов

Могут ли мобильные сервисы помочь справиться с тревожностью?

Популярная механика
Круговорот тепла в доме Круговорот тепла в доме

Челябинская компания нашла способ сделать рекуператоры более экономичными

Эксперт
Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем» Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем»

Антон Филипенко о том, как стал актером и почему его однажды попросили уйти

Cosmopolitan
«Война в Карабахе — это только часть большого противостояния между Россией и Турцией» «Война в Карабахе — это только часть большого противостояния между Россией и Турцией»

Война нужна Эрдогану чтобы создавать проблемы для России и затем торговаться

Эксперт
Самые большие заблуждения о психологах Самые большие заблуждения о психологах

Психологи — обычные люди со своими проблемами и радостями

Psychologies
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Древний житель Лаоса адаптировался к питанию в тропических лесах Древний житель Лаоса адаптировался к питанию в тропических лесах

Анализ изотопов цинка раскрыл диету индивида из пещеры Там-Па-Линг

N+1
Система П.В.О. – Пелевин Виктор Олегович Система П.В.О. – Пелевин Виктор Олегович

Журналист Роман Супер позвонил писателю Виктору Пелевину, но ошибся номером

Esquire
Нейрохирург и чемпион по памяти назвали 5 способов лучше запоминать имена новых знакомых Нейрохирург и чемпион по памяти назвали 5 способов лучше запоминать имена новых знакомых

5 способов лучше запоминать имена от нейрохирурга и мирового чемпиона по памяти

Inc.
Без аминокислот рынок мяса трясет Без аминокислот рынок мяса трясет

Животноводы столкнулись с дефицитом основных компонентов для кормовых добавок

Эксперт
Смотреть не дыша: триллеры, которые хорошенько пощекочут тебе нервы Смотреть не дыша: триллеры, которые хорошенько пощекочут тебе нервы

От этих фильмов действительно становится не по себе

Cosmopolitan
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
«Парень опозорил меня перед всей семьей, оценив мою готовку на 6 баллов из 10​​» «Парень опозорил меня перед всей семьей, оценив мою готовку на 6 баллов из 10​​»

Представьте, что вы приготовили ужин. И он понравился всем, кроме любимого

Psychologies
Археологи нашли в Израиле древнейшие рыболовные крючки Западной Евразии Археологи нашли в Израиле древнейшие рыболовные крючки Западной Евразии

Археологи обнаружили в долине реки Иордан 19 рыболовных костяных крючков

N+1
Больше не хочу краситься! Как вернуть натуральный цвет волос — мнение колориста Больше не хочу краситься! Как вернуть натуральный цвет волос — мнение колориста

Как вернуть свой цвет волос

VOICE
Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы

Как теперь сценаристы обращаются с выжившими персонажами хорроров

Esquire
Тимур и его команда Тимур и его команда

Все стены в квартире Тимати отданы под огромную коллекцию современного искусства

AD
Операция «Квадратный снег» и другие приключения Бурунова Операция «Квадратный снег» и другие приключения Бурунова

Актер Сергей Бурунов — о драме, мечте стать летчиком и своей карьере

OK!
Красно-желтые дни. Volkswagen Taos против Kia Seltos Красно-желтые дни. Volkswagen Taos против Kia Seltos

Кроссоверы, которые в другом мире могли бы считаться бюджетными

РБК
Масштабируйся и не умри: как сохранить баланс между прибылью и издержками Масштабируйся и не умри: как сохранить баланс между прибылью и издержками

Масштабирование любого проекта — часть его жизненного цикла

Inc.
За границами патриотизма За границами патриотизма

Избранные цитаты на патриотическую тему

Maxim
Тревожный звонок для Парижа: русские возвращаются в Африку Тревожный звонок для Парижа: русские возвращаются в Африку

Интересы России и Европы столкнулись на африканском континенте

Эксперт
Кастрюли у чистюли Кастрюли у чистюли

Лайфхаки для тех, кто не хочет мыть посуду «химией»

Лиза
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь

Как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно

РБК
Футуролог Митио Каку — о том, когда путешествия во времени станут возможны Футуролог Митио Каку — о том, когда путешествия во времени станут возможны

Отрывок из книги Митио Каку «Уравнение Бога. В поисках теории всего»

Forbes
По ОМС и не только: самый подробный гид по ЭКО По ОМС и не только: самый подробный гид по ЭКО

Пары, у которых не получается зачать ребенка, могут воспользоваться ЭКО

Cosmopolitan
Эконом минус Эконом минус

О неудачных попытках женщины сэкономить

Cosmopolitan
12 апокалипсисов, которые так и не произошли 12 апокалипсисов, которые так и не произошли

12 концов света, которые человечеству удалось пережить вполне благополучно

Maxim
«Я вложила деньги в финансовую пирамиду» «Я вложила деньги в финансовую пирамиду»

«Я вложила деньги в финансовую пирамиду»

Cosmopolitan
Открыть в приложении