Парижский чемодан полпреда

Есть привычный образ: коллекционирование сродни охоте или рыбалке, потому что никогда не знаешь, какой будет добыча и будет ли она вообще. Поэтому любое предложение посмотреть что-то новое вызывает у собирателя приступ невероятной дрожи от предчувствия чего-то сверхъестественного. Это происходит далеко не всегда, но… происходит. В том числе и с нами.
Сколько невероятных событий, произошедших век назад, ещё предстоит открыть нам и следующим поколениям исследователей. Переплетения судеб, столкновение характеров, любовь, дружба, ревность всех ко всем — приметы того самого великого серебряного века русской литературы.
Представим героев нашей находки. Сергей Радлов — один из самых известных театральных режиссёров первых послереволюционных лет. Возродив технику площадного театра, он впервые в истории русского театрального искусства привлёк к постановкам циркачей, которые придали действию неведомую ранее физическую ловкость и акробатическую технику. Радлов вывел актёров на открытую площадку и тем самым поставил их вплотную перед зрителями, которые могли следить за каждым жестом. В то время движение явно превалировало над словом: клоунада, акробатика, эксцентрика и буффонада заменили настроения и переживания психологического театра.

Во многом Радлову помогало давнее знакомство и сотрудничество с одним из столпов русской литературы — писателем и композитором Михаилом Алексеевичем Кузминым. Они много работали вместе, хотя Кузмин был трудным партнёром, предрасположенным к неожиданным поступкам. Так, он мог вдруг поменять мизансцену, сведя затем всё к шутке. Если Радлов в качестве режиссёра требовал от актёров точного соблюдения текста, то Кузмин мог вдруг предложить им переиначить текст или вообще начать петь: мол, это сделает спектакль «по-настоящему высоким искусством». Радлов же на это отвечал: «Да, Михаил Алексеевич, но тогда наши зрители уйдут домой слишком рано».
Михаил Алексеевич был хорошо знаком и с женой Сергея Анной — писателем, переводчиком и сценаристом из чуть более молодого поколения.
Теперь о самой находке. Речь пойдёт о книге с автографом, которая провела последние десятилетия в недрах старого, пожившего чемодана.

История эта берёт начало со звонка доброго знакомого в Москве, который попросил помочь своему французскому другу в разборе семейных залежей. Скажем честно, мы постоянно откладывали ответный звонок и посещение француза, предполагая, что это будет весьма скучное и неблагодарное занятие. Но никогда не стоит забывать заповедь собирателя: не думайте заранее, что зря потратите время при разборе завалов, — мало ли куда приведёт вас кривая дорога поиска.