Моральный кодекс

Драма «Аутсорс», премьера которой недавно состоялась в онлайн-кинотеатре Okko, стала победителем фестиваля «Новый сезон». Середина 90-х, работники провинциальной тюрьмы продают жизни преступников родственникам их жертв. Мила Ершова, исполнившая роль Наташи, супруги одного из надзирателей, рассказала Екатерине Сахаровой о выгорании, справедливости и важных вопросах, на которые нет однозначного ответа.
Мила, анонсируя «Аутсорс», ты написала, что он собрал тебя по кусочкам. Что ты имела в виду?
В декабре 2023 года у меня ушла мама... Сериал мы начали снимать в середине января, и я полностью переключилась на него. Несмотря на темный сюжет и ужасные события, которые происходят с моей героиней, эти съемки были для меня лучом света. Сюжет волшебным образом не загонял меня в депрессию, а, наоборот, увлекал и отвлекал. Помню, мы снимали сцены в квартире несколько дней подряд и мой партнер – Эльдар Калимулин – отснялся в первый день, а потом день на пятый пришел и говорит: «Ой, ты, наверное, устала тут находиться». А я поймала себя на мысли, что вообще не замечаю, как летит время, поскольку полностью погружена в другие обстоятельства. Это был мой спасительный маяк, благодаря ему я не отвлекалась на свои мысли, думала только о нем. В этом смысле проект реально спас мне жизнь.
Спасибо, что поделилась. Расскажи, пожалуйста, как ты попала в проект.
За год до старта меня попросили записать самопробы. Потом агент сказала, что я утверждена. Со мной такое было впервые – чтобы без личной встречи… Тем более, я знала, что Душан Глигоров – глубокий, вдумчивый режиссер. Летом я пошла с подругой на фотосессию в очень колоритную квартиру ее приятеля. И тут выясняется, что этот приятель – оператор Батыр Моргачев, который всегда работает с Душаном. Но я его не узнала. Мы разговорились, и он сказал, что завтра они выезжают снимать «Трассу». Я сопоставила информацию и поняла, что эта встреча свела меня с человеком из того самого загадочного «Аутсорса», на который меня утвердили, а потом пропали. Оказалось, что съемки переносятся на конец года. Когда он это сказал, я решила, что пройдет слишком много времени, будет перекаст и про меня забудут. Но в начале декабря меня позвали на читку с Эльдаром Калимулиным, где выяснилось, что он, Ваня Янковский и я были первыми, кого утвердили на проект.

Как прошла ваша первая встреча с Душаном?
Я была удивлена, как тонко и точно он работает. Когда мы читали с Эльдаром все наши сцены – у нас большая линия, – мы делали разбор, который многие режиссеры сегодня просто игнорируют. Бывает, что режиссер тебе рассказывает про героя, про его особенности, но это совершенно не отражено в сценарии и никак им не поддерживается, даже наоборот – противоречит. А у Душана был свой взгляд, не поверхностный. Мы детально обсуждали, как все будет воплощаться, какие нюансы будут соблюдены. Когда уже приступили к съемкам, меня поразило, что Душан приходил с отдельной выборкой по моему персонажу, где все было прописано: что в этой сцене важно, какие изменения должны быть, а также что было до и что будет после. Меня это покорило. Как и сама работа на площадке: он уделял внимание маленьким, но очень важным деталям. Для того чтобы я иначе «услышала» партнера в кадре, мы могли пере снять отличный десятиминутный дубль. За такими людьми, как Душан, хочется идти: ты полностью доверяешь ему, нет никакого сопротивления и внутренней борьбы, понимаешь, что он точно знает, чего хочет. Мы работали в симбиозе: я делала свой разбор, привнося детали, а Душан смотрел более масштабно, в рамках всего сериала. Такое бывает крайне редко. Еще Батыр – гениальный оператор. Очень тонкий, с прекрасным чувством вкуса. Все были на своих местах и круто делали свою работу.
А с ребятами как работалось? С Ваней это не первый совместный проект.
Да, мы снимались в «Плейлисте волонтера». Здесь у нас было буквально три смены, но это было здорово: мы постоянно смеялись, подкалывали друг друга. Когда партнерство настроено, всегда легче работать. Еще с Кариной Разумовской мы поймали классную ноту взаимодействия между матерью и дочкой, у которых непростые отношения. А с Эльдаром мы встретились на площадке впервые, хотя знакомы тысячу лет. С ним очень легко, он все время идет от ситуации, очень живо на все реагирует. Могу сказать точно: я на этом проекте забыла про дискомфорт в профессиональном плане.

Мила, когда ты прочитала сценарий, какое было ощущение? Тема не вызвала отторжения?
Мне сценарий понравился, я не могла от него оторваться. Я люблю драму и сюжеты, где поднимаются острые, социальные темы.
Как считаешь, после выхода сериала будет ли общественный резонанс, как со «Словом пацана»?
Резонанс – не самая предсказуемая вещь в нашей индустрии. Даже продюсеры «Слова пацана» не ожидали, что будет настолько большой бум. Думаю, важно делать свою работу честно и искренне, а успех – это дело судьбы. В нашем сериале для меня бо´льшую ценность имеет поднятая тема. На фоне актуальных новостных сводок и возобновления дискуссии о смертной казни сюжет «Аутсорса» буквально кричит о том, что она не должна быть введена. Полагаю, есть предпосылки, чтобы сериал как минимум возбудил у людей желание задуматься, вызвать дискурс и создать резонанс.