От местечковой драмы до дела Бейлиса. Еврейское кино в царской России
Постоянная экспозиция Еврейского музея и центра толерантности включает множество артефактов и материалов, посвящённых различным деятелям культуры: писателям, музыкантам, художникам и в том числе основоположникам еврейского кинематографа в нашей стране и за её пределами.
С момента своего появления кинематограф стремился расширить границы нашей реальности, перемещая нас во времени и пространстве. Как и театр, он нуждался в цепляющем зрителя сюжете. Чаще всего его подсказывала сама жизнь, где немаловажную роль играл общественно-политический контекст. Еврейская культура и еврейские традиции оставались заметной частью повседневной жизни миллионов людей, даже несмотря на сохранявшуюся до 1917 года черту оседлости. Поэтому неудивительно, что до краха самодержавия в прокат вышло около ста художественных и документальных фильмов о евреях.
Большая часть подобных немых картин делалась силами еврейских кинопроизводителей и кинопрокатчиков. Евреи-предприниматели быстро поняли перспективу кинорынка и во многом способствовали его становлению в России, привозя из Европы лучшее оборудование для съёмок и показов.
Свет, камера, мотор!
Первым художественным фильмом о жизни евреев в России стала мелодрама «Л'Хаим» («За жизнь») режиссёров Андре Мэтра и Кая Ганзена. В центре сюжета создатели картины поставили отношения внутри большой еврейской семьи, раскрывая все сложности проверки на прочность первых лет брака. Но главное — зритель увидел на экране обычных людей, а не персонажи антисемитских страшилок и анекдотов. Прокат фильма не ограничился Россией, он с успехом прошёл в Европе и США.
Мелодрама стала самым популярным жанром еврейского кино. И не только потому, что здесь был большой творческий простор для преодоления стереотипов, но и потому, что с помощью таких картин велась борьба с нежелательными для еврейской идентичности явлениями, например, со смешанными браками (фильм Евгения Бауэра «Кумиры») или сменой вероисповедания (фильм Иосифа Сойфера «Выкрест»).