Рим и германцы
Первое столкновение Рима и германцев случилось в конце II века до н. э. К тому моменту Рим утвердил своё господство во всём Средиземноморье, однако встреча с варварами потрясла его и заставила серьёзно изменить организацию победоносной римской армии.
Первая встреча
Первые столкновения произошли не в Германии, а в соседних с Италией областях. И не римляне напали на германцев, а германцы на римлян.
В 113 году до н. э. германское племя кимвров оказалось на северо-восточных подступах к Италии и напало на союзные Риму племена (на месте современной Австрии). Попытавшись заманить кимвров в засаду, консул Гней Папирий Карбон был наголову разбит — остатки римской армии спаслись только благодаря разразившейся грозе. После победы кимвры не вторглись в Италию, а ушли на запад в Галлию, где соединились с другим германским племенем — тевтонами.
Ещё дважды столкновения германцев и римлян оканчивались поражением для последних, однако вторжения в Италию вновь не последовало: кимвры отправились в Испанию, а тевтоны в северную Галлию.
Получив два года передышки, Рим завершил военную реформу, которую начал Марий ещё в 108 году до н. э., и создал профессиональную армию. Именно Марию было поручено отразить угрозу варваров. Для выполнения этой задачи его пять раз подряд избирали консулом, что было беспрецедентно для истории Рима.
Исход противостояния решили два сражения. В 102 году до н. э. римляне разбили тевтонов при Аквах Секстиевых. Сражение было настолько ожесточённым и кровопролитным, а жертв было так много, что Плутарх в биографии Мария писал: «Во всяком случае, жители Массилии костями павших огораживали виноградники, а земля, в которой истлели мёртвые тела, стала после зимних дождей такой тучной от наполнившего её на большую глубину перегноя, что принесла в конце лета небывало обильные плоды».
Победив германцев, Марий стал самым популярным политиком и полководцем Рима, а простой народ нарёк его спасителем государства и третьим основателем Рима.
Уничтожив тевтонов и получив консульство в пятый раз, Марий направился в Италию, куда уже с северо-востока вторглись кимвры. На следующий год под Верцеллами состоялось решающее сражение. В нём приняли участие даже германские женщины. Об этом пишет Анней Флор: «Битва с жёнами варваров была не менее жестокой, чем с ними самими. Они бились топорами и пиками, поставив телеги в круг и взобравшись на них. Их смерть была так же впечатляюща, как и само сражение. Когда отправленное к Марию посольство не добилось для них свободы и неприкосновенности, — не было такого обычая, — они задушили своих детей или разорвали их на куски, сами же, нанося друг другу раны и сделав петли из своих же волос, повесились на деревьях или на оглоблях повозок». И Плутарх: «Римляне, которые, преследуя варваров, достигали вражеского лагеря, видели там страшное зрелище: женщины в чёрных одеждах стояли на повозках и убивали беглецов — кто мужа, кто брата, кто отца, потом собственными руками душили маленьких детей, бросали их под колёса или под копыта лошадей и закалывались сами».
Истории о сражающихся германских женщинах, которые при поражении убивают себя и детей, только бы не попасть в плен и рабство, сделали германцев в глазах римлян самым свободолюбивым народом, о чём будут постоянно писать все последующие римские историки.
Цезарь, галлы и германцы
Новое столкновение между римлянами и германцами случилось спустя полвека, когда Гай Юлий Цезарь начал завоевание Галлии. Здесь его устремления столкнулись с наступлением германцев, которые несколько ранее стали активно переселяться за Рейн. Раздорами между галльскими племенами секванов и эдуев воспользовался один из германских вождей — Ариовист. Сначала привлечённый как союзник секванов, в дальнейшем он обеспечил себе самостоятельное положение, а после разгромил галлов, обложив их данью и взяв в заложники детей из самых знатных семей. Именно конфликт Ариовиста с эдуями Цезарь использовал в качестве предлога для вмешательства в галло-германские дела. Цезарь первоначально пытался уладить дело миром, потребовав у Ариовиста вернуть заложников и прекратить взимать дань с галлов, однако тот отказался, заявив, что Галлия принадлежит ему по праву завоевания. Стремясь не допустить такого опасного соседства и защитить союзников, Цезарь со всеми имеющимися силами напал на войско Ариовиста и наголову разгромил его, лишь немногие смогли бежать за Рейн. Это известие остановило другие германские племена от перехода в Галлию.