«Преприятный человек»
Почти 200 лет не утихают споры вокруг фигуры Леонтия Дубельта — второго по значению после Бенкендорфа жандарма времён Николая I. Одни видят в нём светлого рыцаря-защитника великой России, другие — обскуранта и опричника самодержавия.
Сведений о происхождении Дубельта немного. Его родители — немцы, мелкие помещики из Лифляндии. Отец, перекрестившись в православие, стал Василием Ивановичем, воевал со шведами и турками. В 1780-х женился на вдове Марии Григорьевне Шперберг. Она считалась образованной: умела читать и писать по-русски и по-французски (хотя официальные бумаги писала по-немецки), музицировала. Этому же учила сына Иоганна (от первого мужа) и сыновей от Дубельта — Леонтия, родившегося в 1791-м, и младшего Петра.
Мальчиком Леонтий был отдан в Горное училище. После окончания курса вместо горной службы был зачислен прапорщиком в Псковский мушкетёрский полк и сразу отправился в Восточную Пруссию — в гибельную кампанию 1806–1807 годов. В 1812 году сражался под Смоленском, при Бородино был ранен, участвовал в Заграничном походе. К 1817 году Дубельт уже полковник в штабе корпуса, через год женится на племяннице знаменитого учёного и министра адмирала Мордвинова, взяв за ней в качестве приданого 1700 крепостных. Командует полком, но, поссорившись с начальником дивизии, в 1828 году оставляет службу.