Россия открывает для себя автопарк Поднебесной

ДеньгиАвто

Китайские церемонии

Россия открывает для себя автопарк Поднебесной

Текст Георгий Алексеев

Фото: Bloomberg / Getty Images

Санкции толкнули российский автомобильный рынок в объятия китайского автопрома. Но пока значимая часть китайских автоконцернов не спешит осваивать распахнувшиеся для них российские рыночные ниши. Что заставляет их притормаживать разгон, разбирались «Деньги».

Поворот российской экономики на Восток в полной мере отразился на российском автомобильном рынке, где дилеры, а за ними и потребители активно изучают перевод с иероглифов названий китайских брендов и моделей. Еще недавно продукцию китайского автопрома никак нельзя было называть определяющей для российских автомобильных продаж. Например, в первом полугодии 2020 года доля китайских авто в России составляла всего 3%. В первом полугодии 2021 года этот показатель вырос до 6%. Но с марта этого года, после того как санкции опустили шлагбаум перед въездом в РФ новых автомобилей большинства ведущих мировых автоконцернов, доля китайских машин в России нажала на педаль акселератора. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам третьего квартала текущего года каждый четвертый новый автомобиль в России (точнее — 26%) был китайским. А, например, за первую неделю октября доля «китайцев» на российском авторынке достигла уже 30,3%. Однако при столь внушительном ускорении продаж китайских машин в России активные шаги по завоеванию российского авторынка пока предпринимает ограниченное число представителей китайского автопрома.

Китайское автомобильное чудо

Взлет китайской автомобильной промышленности — одна из самых впечатляющих сторон «экономического чуда» Китайской Народной Республики. Первые автомобили в Китае начали делать только в середине 1950-х, и сначала это были грузовики (кстати, первые шаги китайской автомобильной промышленности тогда помогал делать советский завод ЗИЛ). О выпуске легковых автомобилей для частного пользования в Китае задумались только в середине 1980-х. Первый иностранный автозавод здесь в 1983 году построила American Motors Corporation (AMC, в 1987 году ее поглотил концерн Chrysler), затем примеру американцев последовали немецкий Volkswagen и французская Peugeot.

К началу 1990-х шестеренки автомобильных конвейеров в КНР активно закрутились. Почуяв огромный потенциал внутреннего китайского рынка, мировые автоконцерны выстроились в очередь на создание в Поднебесной своих предприятий. В 1992 году выпуск авто в Китае превысил 1 млн, и к 2000 году он медленно приблизился к отметке в 2 млн единиц. А затем начался бум: в 2005-м с китайских конвейеров сходит 5,7 млн автомобилей, в 2010-м — это уже головокружительные 18 млн. В 2006 году объемы выпуска автомобилей в Китае обогнали Японию, в 2009-м — оставили позади США, превратив Китай в крупнейший автомобильный рынок мира. С тех пор китайцы видят продажи в других странах мира лишь в зеркало заднего вида. Например, если по итогам 2021 года продажи в США новых машин составили 15 млн единиц, то в Китае они уже были почти вдвое больше — 26 млн.

Стремительное развитие китайского автопрома — следствие успешного претворения в жизнь концепции превращения Китая в «мировую фабрику», когда ведущие мировые автопроизводители охотно разместили в стране свои производства. Но при этом политика партии и правительства Китая была направлена на то, чтобы иностранцы в обязательном порядке создавали в КНР совместные предприятия. В результате этого китайцы успешно переняли от своих западных партнеров передовые технологии, и в стране всего за два десятилетия стремительно выросли крепкие национальные китайские автомобильные концерны.

Сейчас продажи местных китайских компаний с большим отрывом доминируют на внутреннем рынке: по итогам прошлого года их общие продажи заняли 44,4% всего автомобильного рынка КНР. У иностранцев показатели более скромные: немецкие и японские бренды в 2021 году получили долю в 20,6%, американские — 10,2%, южнокорейские — 2,4%, французские — 0,6%. По итогам 2021 года самыми крупными китайскими автомобильными компаниями являются SAIC Motor (5,3 млн проданных автомобилей), FAW Group (3,5 млн), Dongfeeng Motor (3,2 млн). Далее идут Changan Automobile (2,3 млн), Guangzhou Automobile Industry Group (GAC; 2,144 млн), BAIC Group (1,723 млн), Geely Holding Group (1,328 млн). Замыкают десятку Great Wall Motors (1,281 млн), Chery Automobile (959 тыс.), BYD (745 тыс.). Нарастающий тренд — это рост экспорта китайских автомобилей. По итогам 2021 год экспорт автомобилей из Китая составил более 2 млн единиц, что вдвое больше, чем в 2020 году. Согласно подсчетам, крупнейшими китайскими автомобильными экспортерами стали компании SAIC Motor (697 тыс. автомобилей), а также Chery Automobile (269 тыс.). Однако та же SAIC или BAIC пока не спешат направлять свои экспортные потоки в Россию.

Растущее китайское качество

На российском рынке китайские автомобильные компании начали обозначать свое присутствие еще в середине 2000-х, но их продажи более или менее стали заметны только в начале 2010-х. Можно сказать, что развитие китайских машин пережило три волны: первый всплеск наблюдался с 2010 по 2014 год, когда продажи скакнули с 27 тыс. до 77 тыс. единиц. Далее, рухнув в кризис 2014 года, китайские машины поступательно разгонялись в России с отметки в 36 тыс. единиц в 2015 году до 53 тыс. в 2020-м. И третья волна наблюдается сейчас, когда в 2021 году продажи китайских машин скакнули втрое, до 115 тыс. единиц. В этом году продажи китайских авто, скорее всего, повторят рекорд (даже при том, что весь российский автомобильный рынок, предположительно, упадет по итогам текущего года более чем на 70%).

Рост продаж китайских автоконцернов в первую очередь связан с тем, что качество их продукции существенно улучшается как с точки зрения комфорта, так и безопасности. «Китайские автомобили начали официально продаваться в России в 2004 году и изначально не проходили практически ни одного краш-теста по безопасности: при ударе они получали масштабные разрушения кузова и демонстрировали низкий уровень защиты пассажиров,— комментирует Денис Решетников, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Auto.— Однако в последние годы автоконцерны КНР уделяли внимание не только повышению уровня комфорта, технического оснащения своих моделей, но и безопасности, чтобы стать конкурентоспособными на международных рынках. На сегодняшний день китайские авто проходят испытания по различным мировым стандартам — краш-тесты C-NCAP, ASEAN NCAP, ANCAP, C-IASI. Большинство из представленных в России моделей получают высокие оценки по итогам тестирований: например, Exeed TLX, Haval F7 и Haval F7x заработали высшую оценку краш-теста С-NCAP».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Цезарь идёт!» «Цезарь идёт!»

«Alea iacta est» — то ли сказал, то ли не сказал Цезарь, когда переходил Рубикон

Дилетант
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Наталья Зубаревич: «Так, как крутится российский бизнес, ни один бизнес в мире крутиться не может» Наталья Зубаревич: «Так, как крутится российский бизнес, ни один бизнес в мире крутиться не может»

О демографии и перспективах российских регионов в условиях неопределенности

РБК
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова «Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова

Любовь Майорова вспоминает о певице Валентине Толкуновой

Коллекция. Караван историй
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50! Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50!

Собрали самые интересные факты о знаменитом актере Леонардо ДиКаприо

Лиза
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Прорыв в будущее ядерной энергетики Прорыв в будущее ядерной энергетики

Задача создания устойчивой ядерной энергосистемы может быть решена в десятилетия

СНОБ
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Открыть в приложении