Мягкая сила русского стиля
Ярмарка культурно-просветительского проекта «Светлица» становится масштабной площадкой, рассказывающей о русской идентичности и новом образе жизни с опорой на традиции

В этом году «Светлица» впервые прошла под открытым небом — в историческом саду Музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Хамовниках, недавно открытого после реставрации. Традиционно летняя ярмарка в русском стиле собирает более 60 участников — всех, от мастеров и ремесленников до общественных организаций, кто делает культурно-историческое наследие источником развития людей и территорий, бережно сохраняя его для будущих поколений.
В этом году лейтмотивом мероприятия стал русский сад. Образ был выбран не случайно, ведь исконно сад считался не только местом, где посажены растения, но и зеркалом, которое отражает мироощущение людей и страны в целом.
Продукт как продолжение личности
По словам организаторов, цель ярмарки — познакомить гостей с локальными брендами и культурными проектами, поговорить с ведущими экспертами о русском саде как феномене наследия, провести лекции и тематические мастер-классы. Например, в рамках «Светлицы» была возможность поучаствовать в благотворительном мастер-классе от «Лаборатории “Со_хранение”» и проекта «Консервация» в поддержку храмов Бежецкого района Тверской области; реставраторы рассказали про древнюю альфрейную технику росписи помещений — неотъемлемый элемент храмов XVIII–XIX веков.
Впрочем, проект имеет не только развлекательную и просветительскую, но и маркетинговую ценность: ярмарка дает множеству локальных марок возможность приобрести лояльных клиентов. Большинство брендов, представленных на ярмарке, — молодые, существующие не более пяти-шести лет. Есть и имена, которые появились буквально в последние два-три года на волне роста интереса к российским традициям. Можно отметить некоторые общие, объединяющие их ценности и подходы к созданию продукта.
Прежде всего, локальные бренды отражают личность основателей. Например, марка ювелирных изделий Татьяны Кокоревой, оперной певицы и выпускницы Московской консерватории. Долгое время Татьяна выступала на сцене, но при этом ее всегда интересовали украшения, натуральные камни, ювелирное искусство. Из этой страсти и опыта работы тренером по голосу и публичным выступлениям родился бренд. Логотип в виде кокошника и фамилия певицы (отсылающая к кокорю — выкорчеванному пню, символу связи с землей и родом) подчеркивают глубокую связь марки с русскими традициями и обережной символикой.
Парфюмерный бренд Labracadabra Анастасии Агыбаевой, основанный в 2020 году, вырос из производства свечей. «Филологическое образование и увлечение русскими сказками всегда сопровождали меня. Во время пандемии я решила посвятить свободное время творчеству. Сначала делала свечи, но вскоре поняла, что хочу больше простора для самовыражения. Это привело меня к поиску уникальных композиций и созданию собственной парфюмерии», — отмечает Анастасия.