Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики

В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка «Король папарацци» итальянского фотографа Рино Бариллари. За более чем полувековую карьеру он стал настоящим воплощением феномена папарацци — явления скандального и провокационного. Жизнь богатых и знаменитых интересовала читателей газет, позволяя им отвлечься от бедной и депрессивной действительности послевоенной Италии, сами же звезды вовсе не приветствовали бесцеремонное вторжение в личную жизнь. Лучшей иллюстрацией этому служит сам Бариллари, превративший конфронтацию в искусство: из-за своей работы он 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек. Мы решили собрать несколько знаковых моментов из истории самого скандального жанра фотожурналистики.
Стрелы Аниты Экберг, 1960
В 1960 году на экраны вышел фильм «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, в котором шведская актриса Анита Экберг сыграла главную женскую роль. Забавно, что именно этот фильм дал нам слово «папарацци» — по имени одного из героев, преследующего звезд навязчивого фоторепортера Папараццо. Популярность «Сладкой жизни» сделала жизнь актрисы почти невыносимой: фотографы следовали за ней днем и ночью, не давая ни секунды передышки. В октябре 1960 года папарацци заметили ее в компании женатого кинопродюсера и проследовали за парой до дома Экберг. О том, что случилось дальше, мы знаем лишь по нескольким сохранившимся фотографиям и рассказам их создателя Феличе Квинто: Анита Экберг зашла в дом и вскоре выбежала обратно — сбросив неудобные туфли и вооружившись луком со стрелами, она потребовала отдать ей отснятые пленки. Квинто отказался и, если верить ему, был ранен в левую руку — впрочем, подтверждений этому найти довольно сложно.

Роман Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор, 1962
Феличе Квинто был известен своими неординарными методами: он мог часами сидеть в засаде в ожидании нужного кадра или маскироваться при помощи шпионского арсенала париков, фальшивых усов и разнообразной одежды, но свой главный снимок он сделал издалека — на телеобъектив. В 1962 году он снял отдыхавших на яхте звезд «Клеопатры»: женатого (не на Элизабет Тейлор) Ричарда Бертона и бывшую за мужем (не за Ричардом Бертоном) Элизабет Тейлор. Разразившийся скандал вышел далеко за рамки Италии — Тейлор осудили и в Ватикане, и в палате представителей США. Интересно, что публичное осуждение было направлено именно на Тейлор — не на Бертона и тем более не на заснявшего их Феличе Квинто. Зато весь мир услышал о папарацци.