О том, почему самые красивые автомобили выпускали в 1930-х

АвтопилотАвто

Переворот формы

О том, почему самые красивые автомобили выпускали в 1930-х

Никита Розанов, преподаватель дизайна

Никита Розанов родился в 1952 году в городе Москве. Профессор, заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С.Г. Строганова, автор многочисленных книг и публикаций по истории российского и мирового автомобильного дизайна. Окончил Строгановское училище, с 1974 под 1980 год работал дизайнером на АЗЛК («Москвич-2140 SL», «Москвич-415» и другие проекты). Живет в Москве.

В Строгановское училище я попал случайно. Дед отдыхал на теплоходе и рассказал новому знакомому, что внук постоянно рисует машины. А попутчик оказался профессором Николаем Бавструком, заведующим кафедрой тканей в Строгановке: «Это же к нам!» Мне Бавструк посоветовал поступать на кафедру «Художественное конструирование». Слово «дизайн» тогда не использовали. Дизайнер – это фамилия, а не профессия. На кафедре художественного конструирования было два отделения – транспорта и всяких бытовых штук, сейчас это называют промдизайном. Я учился на «транспорте».

Работа студента Строгановского училища Дмитрия Погорелова. В 2012 году еще казалось, что главный автомобиль страны может называться «Руссо-Балтом».

В 1974 году я пришел устраиваться на АЗЛК. Главный конструктор полистал мой диплом и говорит: «Не могу вас принять на работу». У меня все оборвалось. А он продолжает: «У вас одни пятерки по общественным дисциплинам, а у нас оклад молодого специалиста всего 86 рублей. Я вам дам 87 рублей». С премиями выходило до 120–140 рублей. Рабочий на конвейере получал больше.

На АЗЛК мне достался стол Эдуарда Молчанова, который с Борисом Ивановым нарисовал «Москвич-408», лучший по стилистике советский автомобиль, наше осмысление космической темы, наш рокет-стайл. Молчанов только что уволился, и комки его сказочных эскизов были запиханы в ящик стола, фактически их выкинули. Надо было бы забрать для своего архива, но я не мог взять чужое. Теперь жалею.

На АЗЛК Никита Розанов в буквальном смысле занял место Эдуарда Молчанова, одного из создателей 408-го «Москвича». На рисунке ранний вариант этой машины. «Наш рокет-стайл», – с гордостью говорит Розанов.

Забавный случай произошел с Юрием Борисовичем Соловьевым, директором Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, ВНИИТЭ. В 1973 году в Москву приехал его приятель и коллега известный американский дизайнер Раймонд Лоуи. И спрашивает: «Юра, а как ты собираешься лето проводить? У тебя есть яхта? У меня вот 12-метровая лодка, решаем с женой, куда на ней пойти». А что мог Юрий Борисович? Только если обратиться в местком, попросить, чтобы ему выдали на прокат трехместную байдарку «Салют». Лоуи на деньги Государственного комитета на науке и технике сделал интерьер для «Москвича-2140». Большинство его решений нельзя было воплотить – все упиралось в возможности нашей промышленности. В серии были освоены лишь формованные обивки панелей дверей.

«Москвич-2140 SL», «супер-люкс», придумали мы с Александром Сорокиным, который сейчас возглавляет «Автотор». Надо сказать, что на международные автомобильные салоны мы с ним в те годы не ездили, этим занимались начальники. Они привозили что-то по своему усмотрению. Например, купили французский автомобиль Simca 1307, который лег в основу «Москвича-2141». Заместитель главного конструктора АЗЛК как-то принес под мышкой красивый пластиковый бампер от «Заставы», югославского «Фиата». У нас в КБ стоял 2140-й с макетом интерьера Лоуи, мы в нем иногда отдыхали. И как-то пришла в голову идея – а что, если вместо хромированного бампера поставить пластиковый югославский? Примерили – смотрится отлично. Съездили на рынок в Южный порт, купили у грузин колесные колпаки, изображающие итальянские литые колеса Cromadora. Покрасили их серебрянкой, поставили. Так начался проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

День тэнкиста День тэнкиста

Первый автомобиль китайского бренда «Тэнк» – серьезный внедорожник

Автопилот
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Равнение на «Знамя» Равнение на «Знамя»

Hongqi E HS9 стал чуть ли не первым представителем тяжелого автомобильного люкса

Автопилот
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Пять ошибок Пять ошибок

Как Брут из властителя Рима превратился в государственного преступника?

Дилетант
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Франция заморская Франция заморская

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Дилетант
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Открыть в приложении