«Голдфингер-2»
Трансфигурация в новом тысячелетии
Шестьдесят лет назад оба погибли. Aston Martin DB5 суперагента Джеймса Бонда врезался в стену на нефтеперерабатывающем заводе. Rolls-Royce его противника Аурика Голдфингера, Phantom III Sedanca De Ville 1937 года, отправился в плавильную печь – ну как минимум частично. Все это случилось не в жизни, а на экране, в третьем фильме франшизы про агента 007 – «Голдфингер», который вышел в 1964 году.
Но сегодня они вернулись. Автомобиль суперагента – в количестве шестидесяти штук: таким был тираж Aston Martin DB12 Goldfinger Edition, приуроченный к шестидесятилетию фильма. Машина злодея Голдфингера – в единственном экземпляре, Rolls-Royce Phantom VIII, тоже в версии Goldfinger, изготовили на заказ для частной коллекции.
Умерли, а потом вернулись к жизни в новом обличье. В сказке такой перенос в другое тело называется трансфигурацией. Но что такое кинобондиана, как не современная сказка?
В некотором царстве
Механику волшебной сказки описал почти сто лет назад ее главный исследователь – знаменитый Владимир Пропп. Есть набор постоянных персонажей, их профессор-фольклорист насчитал семь. Герой, проходящий испытания и совершающий подвиги, – у нас это агент 007 Джеймс Бонд. Антагонист-вредитель – в третьем фильме киносаги о Бонде это промышленный магнат и злодей международного масштаба Аурик Голдфингер. Отправитель, посылающий героя на подвиги? Есть и такой, в каждом фильме бондианы это М, начальник (а в последних фильмах – начальница) агента 007. Даритель, снабжающий героя волшебным средством или волшебным помощником, который поможет преодолеть все испытания, – ну тут совсем просто: это специалист по вооружениям и шпионскому оборудованию Кью. Он-то в «Голдфингере» и выдает Бонду перед заданием Aston Martin DB5 c выдвижным бронещитком, генератором дымовой завесы, катапультой, резаками вражеских колес и прочими нужными для жизни суперагента гаджетами. Смешная деталь: сменные номерные знаки для машины Бонда в «Голдфингере» придумал режиссер фильма Гай Хэмилтон, когда узнал размер штрафов за неправильную парковку в Лондоне.
Приходи на сеновал
Еще один непременный персонаж сказки – принцесса, которая по ходу дела может задавать герою трудные задачи, но в конце пути становится его заслуженной наградой. Ну уж чего-чего, а недостатка в принцессах у Бонда никогда не было. В «Голдфингере» описанию Проппа точно соответствует Пусси Галор, личный пилот злодея Голдфингера, чинящая Бонду препоны, но перешедшая на светлую сторону после секса с агентом 007 на сеновале. «Я достучался до ее материнского инстинкта», – объясняет перемену в девушке Бонд. Шутка за триста, вы сегодня в ударе, поручик, вернее, коммандер. Кстати, имя Пусси Галор при выходе фильма в прокат вызвало много цензурных препятствий – для англоязычного зрителя оно звучит совершенно неприлично.