Право
Классовое неравенство
В России появился еще один законный способ пополнения бюджета за счет автовладельцев. На помощь призвали экологию
Не успела высохнуть краска на июньских поправках в Правила дорожного движения, которыми были внесены существенные изменения в порядок перевозки детей, как правительство разродилось очередными коррективами, закрепленными в постановлении №832 от 12 июля. Ну что ж, курсантам автошкол можно только посочувствовать… Однако за хитросплетением юридических терминов, цифр и абзацев официального документа далеко не все уловили суть правительственного решения, подготовленного Министерством транспорта. Те же, кому хватило терпения разобраться, утверждают, что сочувствие нужно в первую очередь обычным автомобилистам, на пути которых появился еще один барьер.
Правительство анонсировало документ как способ повысить безопасность движения пешеходов, велосипедистов, а также маршрутного транспорта. Действительно, в тексте уточнен термин «островок безопасности»: этот элемент инфраструктуры теперь может располагаться в том числе на трамвайных путях и разделительных полосах. С 7 до 14 лет повышен возраст юных велосипедистов, сопровождая которых, взрослым разрешено двигаться по тротуарам на велосипеде. Уточнено, что право маршрутного транспорта и такси останавливаться в зоне действия знака 3.27, запрещающего остановку, распространяется только на соответствующим образом обозначенные остановочные пункты и места стоянки. В духе времени понятийный аппарат ПДД дополнен терминами «гибридный автомобиль» и «электромобиль». На местоположение зарядных станций для них теперь будут указывать специальные дорожные знаки. Но все перечисленное – это, по большому счету, лишь мишура, способная вызвать изжогу у преподавателей автошкол. Главное же, как водится, кроется в глубине юридических трактовок, не всегда понятных обывателю.
На самом деле основное предназначение правительственного документа заключается в том, что субъектовые и местные власти получили еще один действенный инструмент ограничения трафика. Речь идет о так называемых экологических знаках 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и 5.36 «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей», а также дополнительной табличке 8.25, уточняющей действие ряда запрещающих и предписывающих дорожных знаков для автомобилей с определенным экологическим классом. Знаки 5.35 и 5.36 будут обозначать зону, въезд в которую запрещен соответственно всем транспортным средствам и грузовым автомобилям, экологический класс которых ниже указанного на знаке. Аналогичным образом будет действовать и дополнительная табличка 8.25, распространяющая действие знаков «Движение механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение мотоциклов запрещено», «Поворот направо запрещен», «Поворот налево запрещен», а также семейство знаков, указывающих обязательное направление движения («Движение прямо», «Движение направо» и прочие), только на экологически «грязные», по мнению региональной власти, транспортные средства.
Экологический класс будет определяться по свидетельству о регистрации. Любопытно, что если этот класс не указан, то, согласно решению правительства, до 1 июля 2021 года на такие транспортные средства экологические ограничения распространяться не будут. Таким образом, может возникнуть странная ситуация, когда, скажем, власти запретили на определенной территории движение автомобилей с экологическим классом ниже четвертого (именно он действует в РФ в настоящее время), отсеяв тем самым относительно «свежие» автомобили, в то время как автохлам, не имеющий вообще никаких систем снижения токсичности выброса и, следовательно, записи в свидетельстве о регистрации, сможет передвигаться без ограничений. На этот шаг чиновники вынуждены были пойти, чтобы в течение этих четырех лет автовладельцы смогли принять необходимые меры: обновить парк или внести коррективы в документы.
Как бы там ни было, власти получили мощный инструмент для ограничения въезда на определенные территории, которым, безусловно, будут пользоваться для наполнения своих бюджетов. Именно местные чиновники, в компетенции которых находится организация дорожного движения, включая расстановку дорожных знаков, будут определять, какой транспорт и куда пускать, а какому запретить въезд. Учитывая, что транспортный парк нашей страны, мягко говоря, немолод, от представившихся возможностей просто захватывает дух. Стоит ли удивляться откровению источника в Минтрансе, что за этим решением российского правительства торчат уши правительства московского!
Документальное подтверждение
Правительство установило, что экологический класс транспортных средств, на которые будет распространяться действие новых знаков, должен определяться по записям в регистрационных документах. А вот это и есть одна из «мелочей», в которых, как известно, кроется дьявол. Дело в том, что юридически регистрационным документом является лишь свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором экологический класс стали указывать только с 2011 года. Пятью годами ранее – с 2006 года – аналогичную информацию начали вносить в паспорт транспортного средства, который, несмотря на огромный объем содержащейся в нем информации, защиту от подделки и обилие всевозможных печатей и подписей должностных лиц, к регистрационным документам не относится. Таким образом, начиная с 2021 года, когда ограничения распространятся и на транспорт, класс которого не указан в свидетельстве о регистрации, власть при желании сможет фактически поставить на прикол огромное количество транспорта. Причем для этого не надо вводить высокий уровень экологических требований, а достаточно просто установить знаки не выше Евро-1. И неважно, что машина соответствует более высокому классу – главное, что записи в документе не имеется, а значит, движение запрещено. Владельцы относительно свежего транспорта могут исправить ситуацию, обратившись в ГИБДД для оформления нового свидетельства о регистрации, в котором будет указан экологический класс. Однако, по данным ГИБДД, теми или иными путями установить экологический класс можно в лучшем случае не более чем у двух третей зарегистрированного в России транспорта…
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl