Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – силаМода

Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках

Александр Марков, Оксана Штайн

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье. Одни ученые сетуют, что опять нужно считаться с чем-то, внезапно нагрянувшим, другие думают, как ловчее других последовать этой моде. Поэтому мода в науке – не поветрие, не то же, что мода в одежде. Скорее, это буря, которая обнажает какие‑то основания гуманитарного знания, но также требует нового щегольства, новой изысканности. Мы выбрали шесть мод конца XX и XXI века, шесть дней творения современной ситуации в социальном и гуманитарном знании.

Деконструкция

Ее новой модой не назовешь: книга Жака Деррида1 «О грамматологии» вышла в 1967 году. Конечно, на 1990‑е приходится пик деконструкции в моде в узком смысле, фэшн‑индустрии: произведения Ёдзи Ямамото2, сидящие на моделях так же хорошо, как на куклах, и наоборот, или почти цифровые, явившиеся из матрицы костюмы Карла Лагерфельда этого периода. Деконструкция – это в узком смысле разбор любого текста для демонстрации внутреннего принципа его устройства, а именно, что текст мог бы быть не только собой, а мог бы быть картиной, поступком, внутренним переживанием, музыкальным произведением или физиологией растений. Главный пафос деконструкции – борьба с логоцентризмом, то есть представлением, что некоторая наша каноническая мысль, всегда властная, «мужская», наводящая порядок, и есть источник любых других мыслей, а значит, представлений о мире. Логоцентризм требует связать властный жест познания и мысли о мире, не давая им свободы. Деконструкция показывает, как мысль может сама себя выявлять, разоблачать, приоткрывать, придумывать новые маски и гулять нам на радость.

Жак Деррида

1. Жак Деррида́ (1930—2004) – французский философ, создатель концепции деконструкции. Один из самых влиятельных философов конца XX века.

2. Ёдзи Ямамото – известный дизайнер одежды, один из важнейших представителей деконструктивизма в моде.

Ёдзи Ямамото и его модель

В конце концов, сам Деррида в 1990‑е годы говорил уже о проблемах беженцев, о гостеприимстве, политиках дружбы и взаимопонимании. Мысль на воле может оказаться бесприютной, и нужно научиться работать с мыслью во множественном числе, чтобы, действительно, не видеть в каждом несогласном врага. Политики дружбы – это признание в друге того, кто ничего нам не обязан, даже не обязан появляться перед нами, но чье бытие обязывает меня признавать права и интересы другого.

Эта мода явно дошла к нам с некоторым опозданием. Деконструкцию легко подхватили литературоведы, занимавшиеся переводом с французского языка: Г. К. Косиков, С. Н. Зенкин и другие. Деконструкция оказалась прежде всего способом социальной контекстуализации литературы, в противовес жанровому анализу, в котором было слишком много инерции, слишком много неотрефлектированных, непроработанных понятий. «Это роман», – и сразу за таким определением следует много образов и въевшихся представлений о романе.

Жерар Женетт

Заявить, как теоретики деконструкции, такие как Ж. Женетт, А. Компаньон и другие литературоведы этого направления, что роман – это любой текст больше какого‑то минимального числа страниц, – означало преодолеть инерцию косных образов и открыть путь уже новой, документальной, социальной, феминистской и другой литературе в 2000‑е годы. Важны не образы, а само действие романа, сама его действительность, претендующая быть настоящей и потому так обостряющая наше чувство справедливости. В этом и есть заслуга такой моды, а не в том, что «постмодернистом» стал называть себя любой менеджер.

Карл Лагерфельд и его модель

Визуальность

«Интеллектуальное поле визуальной антропологии» (так назвали введение к книге «Визуальная антропология» отечественные исследователи Виктор Круткин, Павел Романов и Елена Ярская‑Смирнова) было определено произошедшим во второй половине ХХ века визуальным поворотом. Визуальный поворот – совокупность открытий, после которых стало невозможно рассматривать образы просто как иллюстрации к слову. Уже Аби Варбург в 1920‑е годы показал, что визуальные образы имеют свои истории, свои сюжеты, не сводимые к сюжетам текстов: родилась наука иконология – о собственном логосе, собственной многовековой жизни образов среди различных смыслов.

Визуальные исследования вошли в моду, с одной стороны, благодаря рецепции французской мысли в работах философа Елены Петровской, а с другой стороны, через изучение повседневности. Например, культуролог Константин Богданов показал, как клякса может становиться ресурсом политических конфликтов, образовательных и воспитательных требований, националистических притязаний, новых форм ксенофобии и ксенофилии. Визуальный образ кляксы вмещает в себя множество идей, от повреждения до нечистоты, от скрывания текста до импровизации, и каждая из этих идей влияет на общественную жизнь. А философ Валерий Савчук создал философию забора: забор оказался не столько границей, сколько визуальным генератором, создающим политические, экономические, культурные институты. Забор – это не просто граница, это маскировка, карнавал, подсматривание, щели для пролаз и множество еще смысловых возможностей.

Благодаря визуальным исследованиям мы узнали новые смыслы понятий «идол» и «икона». Жан‑Люк Марион3 противопоставил «идола» как инструмент снятия дистанции, фетиш, и «икону» как действенное присутствие, симулирующее предмет и потому способное замещать предмет, быть местоблюстителем предмета. Так, часы покойного дедушки будут «идолом», а дверь, приоткрытая в комнату дедушки так, что, кажется, дедушка сейчас выйдет, просвет, тихий свет из соседней комнаты – «иконой». Тогда понятие иконы стало распространяться не только на каноническое церковное искусство, равно как и не только на глянцевый мир «икон стиля» и «симулякров», по Бодрийяру4. Уже Павел Флоренский5 рассматривал Имя Божие как вариант иконы, а Елена Петровская недавно отнесла к иконам даже современные нейросети. Ведь нейросеть не уподобляется предмету, а действует как предмет, пишет текст как писатель, создает картину как художник. Она – икона, создающая картинки и тексты, как церковная икона создает молитву и медитацию внутри верующего.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Заново начать Заново начать

Стас Пьеха откровенно об обидах, зависимостях, понимании себя и прощении

Psychologies
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Семейная ценность Семейная ценность

Tiggo 9, который пришел вовремя

Автопилот
Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

О самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

Esquire
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Шаги раскаяния Шаги раскаяния

Как отпустить себя из вины и пройти шаги к раскаянию

Psychologies
«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди «Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

«Бруталист»: разбираемся в потайных ходах монументального фильма Брэйди Корбета

Правила жизни
Возвратно-отступательные движения Возвратно-отступательные движения

Власти прорабатывают условия возвращения в Россию иностранных компаний

Ведомости
«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение «Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение

Как неудачи и стресс влияют на наше мышление?

ТехИнсайдер
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Груз со страховкой Груз со страховкой

Рынок страхования грузов третий год подряд демонстрирует устойчивый рост

Ведомости
5 способностей животных, которые недоступны людям 5 способностей животных, которые недоступны людям

Как было бы круто, если бы обладали этими способностями животных

Maxim
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Умеете ли вы прощать? Умеете ли вы прощать?

Тест о том, как обстоят дела с прощением именно у вас

Psychologies
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться» Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историй
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ

Меня многие вещи раздражают в нашем мироустройстве, поэтому я и злой

Караван историй
Как спастись от микропластика Как спастись от микропластика

Как сократить присутствие пластика в своей жизни?

Здоровье
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров

Что помогает франчайзинговым компаниям удерживать молодых сотрудников?

Forbes
Открыть в приложении