На пути к цветочному суверенитету
Тепличный холдинг «Горкунов» взял на себя миссию импортозамещения на рынке промышленного выращивания цветов. Начав с горшечных роз, через пять лет в компании планируют занять половину всего сегмента горшечных растений

Компания «Горкунов» известна на рынке выращивания цветов тем, что она «держит рынок горшечных роз». Говоря языком цифр, после ухода с рынка импортных роз в горшках, моду на которые когда-то завезла сюда IKEA, тепличный холдинг «Горкунов» является практически единственным поставщиком этого вида цветов, его доля рынка — 96%. Остальные два десятка хозяйств, выращивающих цветы в промышленных теплицах, специализируются на срезанных растениях, из которых 93% приходится на розы.
«Горкунов» начинал в 2006 году с производства овощей закрытого грунта. Но когда в 2017 году встал вопрос о диверсификации тепличного бизнеса, выбор у руководства холдинга был невелик. Из-за высокой конкуренции на рынке срезанных цветов, где импорту и сегодня принадлежит 80%, а с 2004 года развивается также местное высокотехнологичное производство, остановились на горшечной розе. Решение оказалось удачным. Сегодня на розу приходится 60% производства горшечных культур в России, остальное — это цикламены, бегонии, герберы, пеларгонии и др. У последних, впрочем, есть импортные конкуренты, и им, по данным ассоциации «Теплицы России», пока принадлежит 70% рынка. Если же говорить о безоговорочной победе над импортом, триумф горшечной розы может повторить орхидея, которую «Горкунов» начнет производить в 2025 году. Кроме того, «Горкунов» рассчитывает побороться за сегмент зеленых горшечных культур и завоевать 60% рынка. Компания также планирует стать самым крупным производителем хризантемы на срезку.
Характерно, что импортозамещать «Горкунову» приходится не только конечную продукцию: компания стремится включить в цепочку ее создания как можно больше отечественных производителей. Или достраивать эту цепочку своими силами. Так, для производства горшечной розы используется полученный в собственных лабораториях посадочный материал (для остальных отечественных горшечных культур на рынке 70% посадочного материала импортируется).
При этом цветоводческое хозяйство ГК «Горкунов» ведется на основе самых передовых технологий. Как сообщили в ассоциации «Теплицы России», современное цветочное хозяйство предполагает автоматизацию управления микроклиматом в теплице, поливом и досветкой, а также роботизацию процесса сортировки и упаковки цветочной продукции. «Что касается производства горшечных культур, то здесь автоматизация и роботизация задействованы в большей степени, — подчеркнул член совета директоров ассоциации Александр Литвиненко, — добавляются еще этапы наполнения горшков субстратом, расстановки горшков на производственных столах, их перемещение по климатическим зонам, применение регулятора роста и так далее».
О том, как использование передовых технологий способствовало импортозамещению, какие еще факторы сыграли в этом процессе ключевую роль и как средний класс реагирует на рост цен на цветы, нам рассказала Светлана Горкунова, руководитель цветочного направления ГК «Горкунов».
— Ваша компания к моменту выхода на цветочный рынок занималась выращиванием овощей в теплицах. Что побудило вас заняться цветами?
— Да, мы имели к тому времени опыт производства овощей закрытого грунта и опыт импортозамещения, поскольку, когда мы начинали производство овощей, на рынке доминировала зарубежная продукция. Но к 2017 году импортозависимость по овощной группе — по огурцам, по томатам — существенно снизилась. А на цветочном рынке ниша для отечественного продукта был практически пуста, на 90 процентов он был занят импортом. И мы поняли, что для нас есть точки роста.
Нашим первым проектом в цветоводстве стала горшечная роза. И это самый интересный проект, потому что горшечную розу в России больше никто не производит. Мы провели исследование и поняли, что существует огромная потребность в выращивании таких культур. И это сложный процесс, поэтому они не могут производиться всеми подряд.
Качество у нас отличное. Когда покупатели попробовали цветок нашего производства, импорт горшечной розы практически прекратился. То есть мы его заместили более чем на 90 процентов.
Следующий проект стартовал в 2021 году — срезанная роза. В 2024 году — декоративно-лиственные растения, тестовый запуск срезанной хризантемы. В 2025 году — орхидея.
— За счет чего вы конкурируете с импортом?
— На самом деле речь даже не про меньшую себестоимость собственно производства. Наше преимущество — в логистике. Импортные поставки — дополнительные логистические затраты. Это первое. Второе — качество. Импортная продукция едет десять-двенадцать дней, и, соответственно, срок ее реализации в России сокращается на этот период. Нам такие же вопросы задавали в розничных сетях: зачем мы будем брать цветы у вас, если у нас уже выстроена надежная цепочка поставок? Мы говорим, попробуйте. Сравните наш цветок и импортный. Импортный стоит на полке пять дней, а наш — десять-пятнадцать. Никто ведь не считал недополученную прибыль из-за короткого срока реализации цветка.
— Какое у вас плечо доставки?
— Доставка от производства до любой точки России занимает три дня максимум. Всего у нас семь производственных площадок — в Сибири, на Алтае, в Смоленске и Ярославле, и мы, как правило, дублируем продукцию, для того чтобы минимизировать сроки доставки. Например, мы производим горшечную розу в Ярославле и в Новосибирске. Так что сибирским производством мы покрываем всю Сибирь и Дальний Восток, а Ярославлем закрываем Центральную Россию.
— Кроме того, что ваш цветок на полке свежее, у него есть какие-либо преимущества в качестве?
— Компания «Горкунов» носит фамилию моего супруга. Он сотрудникам говорит: «Я за качество отвечаю своей фамилией, пишу ее на каждом цветке. Поэтому, как только качество станет плохим, пишите свою фамилию, а не мою». У нас очень жесткие критерии качества и контроль на каждом этапе. Мы работаем с сетевым сегментом — федеральными, региональными, локальными, DIY-сетями. Там открывают три коробки, случайным образом выбирают три растения. Если они не соответствуют критериям, разворачивают всю партию. По каждому виду растения у нас есть четко описанные критерии качества для сборки и отправки на склад и потом на реализацию. Возьмем фикус: у нас есть направление выращивания растений для озеленения разных помещений: высота не менее 35 сантиметров и до 70 сантиметров, прямой ствол, отсутствие белого налета на листьях. Мы сейчас внедряем искусственный интеллект на линии сборки. Если раньше на ней стоял человек и отслеживал бракованные растения, то сейчас устанавливается умное зрение, которое учится у человека тому, что тот делает, а потом автоматически начинает выбирать и делать то же самое.