Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – силаНаука

Микрокосм Махова

Евгений Пчелов

Festina lente (Спеши медленно). Гравюра из книги «Emblemata Politica» Питера Иссельбурга, Нюрнберг, 1617 год

Имя Александра Евгеньевича Махова (1959—2021) известно, пожалуй, всем серьезным гуманитариям страны. Выдающийся филолог и литературовед, культуролог и музыковед, иконолог и философ, он – бесспорно, самый крупный специалист по такой еще мало разработанной в отечественной науке теме, как эмблематика. Фундаментальное явление культуры, без которого невозможно представить себе ни одну из ее визуальных и текстуальных ипостасей, эмблематика родилась в эпоху Ренессанса, хотя своими корнями уходила и в бестиарную традицию средневековой Европы, и в христианский символизм, и в античные представления о природе и ее знаках и признаках.

Тысячами невидимых, но выявляемых нитей эмблематика пронизала всю европейскую культуру на протяжении столетий и сохраняет свою актуальность даже сейчас, когда мир визуальных знаков и символов, казалось бы, претерпел существенные трансформации. Безусловно значима она и для русской культуры, куда пришла еще в допетровские времена и прочно укоренилась в эпоху петровского поворота на Запад. А А. Е. Махов был, конечно, абсолютно непревзойденным «определителем» и «распутывателем» этих нитей, как заправский детектив, находившим их истоки, следившим за их эволюцией и дававшим четкие и ясные объяснения их семантики, прояснявшие и самую суть того или иного явления культуры.

Александр Евгеньевич Махов

Но Махов не был бы Маховым, если бы не делал важного – давал эти самые ключи к разгадке в руки других исследователей, делился своим колоссальным эмблематическим опытом и знаниями. И главным на этом пути были его исследования-справочники. Именно таким жанром можно определить его ныне завершенную дилогию под общим названием «Эмблематика». «Макрокосм», т. е. окружающая человека природа, увидел свет в 2014 году. «Микрокосм», т. е. сам человек и его качества, – в 2024 году. Десять лет разделяют эти фундаментальные труды, но вместе они составляют органичное и взаимодополняемое единство.

«Макрокосм» большей частью был построен по принципу систематизированного эмблематического справочника-путеводителя по наиболее интересным и ярким образам европейского эмблематического пространства. В этом он следовал уже существовавшей западноевропейской научной традиции, наиболее капитальным проявлением которой является знаменитый справочник А. Хенкеля и А. Шене «Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts» (Stuttgart, Weimar, 1996). Но, конечно, книга А. Е. Махова – абсолютно оригинальный эмблематический свод с развернутым комментарием и содержательной теоретической статьей, описывающей сам феномен книжной эмблемы в его сущностном, структурном, герменевтическом и иных смыслах. «Микрокосм», казалось бы, схож по структуре с первой книгой, но в то же время и инаков – так, что составляет не просто пару к «Макрокосму», но взаимное дополнение в своем отличии.

Паоло Джовио

Как и в «Макрокосме», «Микрокосм» открывает большая теоретическая часть, которой, впрочем, принадлежит в книге главное место. В этом масштабном по замыслу и воплощении тексте автор анализирует эмблематическую метафору человека с точки зрения двух ее составляющих – душевных качеств (или свойств) и телесности. Такая оптика задается как бы самой структурой эмблемы, в которой, начиная с выдающегося ренессансного ученого Паоло Джовио, выделялись «тело», т. е. изображение, и «душа», т. е. текст, это изображение сопровождавший. По словам А. Е. Махова, «эмблема и импреза (личная эмблема) не просто выражают (отображают) мир человека – они являются еще и подобием человека, его аналогией». При этом даже некоторые из эмблематических сборников, например, выдающегося голландского поэта XVII века Якоба Катса, строятся по принципу становления и развития человеческой личности (от юности к зрелости), превращаясь в своего рода эмблематический «роман воспитания » (как всегда, емкие и точные определения автора). Поэтому и изложение материала А. Е. Маховым строится по модели души и тела эмблемы и человека.

Якоб Катс. Художник Михиль ван Миревельт

К «содержанию» души исследователь относит три категории явлений – умонастроения, т. е. базовые эмоционально-моральные «наклонения» человеческой души, которые автор именует этосами и которые формируют систему жизненных ценностей и поведенческих стереотипов; ценностные иерархии, основанные на ключевых понятиях, и способы мышления в эмблематике, которые воплощаются в различных приемах аргументации. К телу относятся человеческая телесность, ее элементы, положения тела, жесты и т. п. Таким образом, в первом разделе речь идет о том, «как, посредством каких метафор отражена в эмблематике человеческая душа как система смыслов; во втором разделе – о том, как человеческое тело использовано в эмблематике в качестве ее языка». Вслед за автором пойдем на краткую экскурсию по его тексту.

Итак, в первой части – «Душа как система смыслов» – А. Е. Махов рассматривает три аспекта – этосы и их метафоры, аргументативные приемы эмблематики (т. е. способы мышления) и ценностные иерархии на примере одного из важнейших понятий, о котором скажем позднее (этот раздел в книге, к сожалению, остался недописанным).

Умонастроений-этосов выделяется три – стоицизм, героизм и прагматизм. Высшей ценностью первого является добродетель, доминантой последнего – самосохранение. Центральным образом стоицизма представляется «автаркийный мудрец, единственным благом для которого является добродетель», которая может воплощаться в различных эмблематических образах, например, в образе Феникса, символизирующего победу добродетели над смертью («награда Фениксу – его воскресение из пепла; награда добродетели – ее бессмертная слава»).

Гравюра Pacientia (Терпение). Ханс Зебальд Бехам, 1540 год

Одним из важных стоических императивов, присутствующих в эмблематике, является бесстрастие – спокойствие души, сохраняемое в любых обстоятельствах. А. Е. Махов выделяет два вида такого бесстрастия – направленного вовне, т. е. по отношению к внешним обстоятельствам, и как бы направленного внутрь человека, стремящегося обуздать свои страсти, не дать им выплеснуться наружу. Классическим эмблематическим примером первого вида бесстрастия выступает скала, обуреваемая ветрами или омываемая бурными волнами. При этом в одном из вариантов на этой скале поселяется зимородок, защищающий в гнезде своих птенцов от ветра, «повсюду находясь в безопасности под защитой Бога». Таким образом зимородок выступает метафорой стоического мудреца. Один из примеров внутреннего бесстрастия – возничий, управляющий парой коней, т. е. стремящийся обуздать свои пороки, прежде всего, безрассудство. Разумеется, и здесь, и далее А. Е. Махов приводит и трактует множество эмблематических примеров, из которых я упоминаю лишь отдельные, кажущиеся мне наиболее простыми и показательными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Школа. Яхты. Жизнь Школа. Яхты. Жизнь

С чего и когда в жизни человека начинается море?

Y Magazine
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
«Шаромания» «Шаромания»

Сегодня гравюры — ценный источник сведений по истории воздухоплавания

Дилетант
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Эти странные аксионы Эти странные аксионы

Аксион — главный кандидат в частицы темной материи

Знание – сила
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Открыть в приложении