Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – силаНаука

Микрокосм Махова

Евгений Пчелов

Festina lente (Спеши медленно). Гравюра из книги «Emblemata Politica» Питера Иссельбурга, Нюрнберг, 1617 год

Имя Александра Евгеньевича Махова (1959—2021) известно, пожалуй, всем серьезным гуманитариям страны. Выдающийся филолог и литературовед, культуролог и музыковед, иконолог и философ, он – бесспорно, самый крупный специалист по такой еще мало разработанной в отечественной науке теме, как эмблематика. Фундаментальное явление культуры, без которого невозможно представить себе ни одну из ее визуальных и текстуальных ипостасей, эмблематика родилась в эпоху Ренессанса, хотя своими корнями уходила и в бестиарную традицию средневековой Европы, и в христианский символизм, и в античные представления о природе и ее знаках и признаках.

Тысячами невидимых, но выявляемых нитей эмблематика пронизала всю европейскую культуру на протяжении столетий и сохраняет свою актуальность даже сейчас, когда мир визуальных знаков и символов, казалось бы, претерпел существенные трансформации. Безусловно значима она и для русской культуры, куда пришла еще в допетровские времена и прочно укоренилась в эпоху петровского поворота на Запад. А А. Е. Махов был, конечно, абсолютно непревзойденным «определителем» и «распутывателем» этих нитей, как заправский детектив, находившим их истоки, следившим за их эволюцией и дававшим четкие и ясные объяснения их семантики, прояснявшие и самую суть того или иного явления культуры.

Александр Евгеньевич Махов

Но Махов не был бы Маховым, если бы не делал важного – давал эти самые ключи к разгадке в руки других исследователей, делился своим колоссальным эмблематическим опытом и знаниями. И главным на этом пути были его исследования-справочники. Именно таким жанром можно определить его ныне завершенную дилогию под общим названием «Эмблематика». «Макрокосм», т. е. окружающая человека природа, увидел свет в 2014 году. «Микрокосм», т. е. сам человек и его качества, – в 2024 году. Десять лет разделяют эти фундаментальные труды, но вместе они составляют органичное и взаимодополняемое единство.

«Макрокосм» большей частью был построен по принципу систематизированного эмблематического справочника-путеводителя по наиболее интересным и ярким образам европейского эмблематического пространства. В этом он следовал уже существовавшей западноевропейской научной традиции, наиболее капитальным проявлением которой является знаменитый справочник А. Хенкеля и А. Шене «Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts» (Stuttgart, Weimar, 1996). Но, конечно, книга А. Е. Махова – абсолютно оригинальный эмблематический свод с развернутым комментарием и содержательной теоретической статьей, описывающей сам феномен книжной эмблемы в его сущностном, структурном, герменевтическом и иных смыслах. «Микрокосм», казалось бы, схож по структуре с первой книгой, но в то же время и инаков – так, что составляет не просто пару к «Макрокосму», но взаимное дополнение в своем отличии.

Паоло Джовио

Как и в «Макрокосме», «Микрокосм» открывает большая теоретическая часть, которой, впрочем, принадлежит в книге главное место. В этом масштабном по замыслу и воплощении тексте автор анализирует эмблематическую метафору человека с точки зрения двух ее составляющих – душевных качеств (или свойств) и телесности. Такая оптика задается как бы самой структурой эмблемы, в которой, начиная с выдающегося ренессансного ученого Паоло Джовио, выделялись «тело», т. е. изображение, и «душа», т. е. текст, это изображение сопровождавший. По словам А. Е. Махова, «эмблема и импреза (личная эмблема) не просто выражают (отображают) мир человека – они являются еще и подобием человека, его аналогией». При этом даже некоторые из эмблематических сборников, например, выдающегося голландского поэта XVII века Якоба Катса, строятся по принципу становления и развития человеческой личности (от юности к зрелости), превращаясь в своего рода эмблематический «роман воспитания » (как всегда, емкие и точные определения автора). Поэтому и изложение материала А. Е. Маховым строится по модели души и тела эмблемы и человека.

Якоб Катс. Художник Михиль ван Миревельт

К «содержанию» души исследователь относит три категории явлений – умонастроения, т. е. базовые эмоционально-моральные «наклонения» человеческой души, которые автор именует этосами и которые формируют систему жизненных ценностей и поведенческих стереотипов; ценностные иерархии, основанные на ключевых понятиях, и способы мышления в эмблематике, которые воплощаются в различных приемах аргументации. К телу относятся человеческая телесность, ее элементы, положения тела, жесты и т. п. Таким образом, в первом разделе речь идет о том, «как, посредством каких метафор отражена в эмблематике человеческая душа как система смыслов; во втором разделе – о том, как человеческое тело использовано в эмблематике в качестве ее языка». Вслед за автором пойдем на краткую экскурсию по его тексту.

Итак, в первой части – «Душа как система смыслов» – А. Е. Махов рассматривает три аспекта – этосы и их метафоры, аргументативные приемы эмблематики (т. е. способы мышления) и ценностные иерархии на примере одного из важнейших понятий, о котором скажем позднее (этот раздел в книге, к сожалению, остался недописанным).

Умонастроений-этосов выделяется три – стоицизм, героизм и прагматизм. Высшей ценностью первого является добродетель, доминантой последнего – самосохранение. Центральным образом стоицизма представляется «автаркийный мудрец, единственным благом для которого является добродетель», которая может воплощаться в различных эмблематических образах, например, в образе Феникса, символизирующего победу добродетели над смертью («награда Фениксу – его воскресение из пепла; награда добродетели – ее бессмертная слава»).

Гравюра Pacientia (Терпение). Ханс Зебальд Бехам, 1540 год

Одним из важных стоических императивов, присутствующих в эмблематике, является бесстрастие – спокойствие души, сохраняемое в любых обстоятельствах. А. Е. Махов выделяет два вида такого бесстрастия – направленного вовне, т. е. по отношению к внешним обстоятельствам, и как бы направленного внутрь человека, стремящегося обуздать свои страсти, не дать им выплеснуться наружу. Классическим эмблематическим примером первого вида бесстрастия выступает скала, обуреваемая ветрами или омываемая бурными волнами. При этом в одном из вариантов на этой скале поселяется зимородок, защищающий в гнезде своих птенцов от ветра, «повсюду находясь в безопасности под защитой Бога». Таким образом зимородок выступает метафорой стоического мудреца. Один из примеров внутреннего бесстрастия – возничий, управляющий парой коней, т. е. стремящийся обуздать свои пороки, прежде всего, безрассудство. Разумеется, и здесь, и далее А. Е. Махов приводит и трактует множество эмблематических примеров, из которых я упоминаю лишь отдельные, кажущиеся мне наиболее простыми и показательными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Тяжелый легкий бег Тяжелый легкий бег

Как работает организм на марафонских дистанциях

Популярная механика
«Суперджет» стал еще роднее «Суперджет» стал еще роднее

Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

Монокль
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Каждому, по факту, рядом нужен человек Каждому, по факту, рядом нужен человек

«Как пережить душевную боль, которую нам причиняют самые близкие люди?»

OK!
«Люди людей еши» «Люди людей еши»

Неурожайные года и голод на Руси

Дилетант
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Итак, она была… брюнеткой Итак, она была… брюнеткой

Как отличаются героини эпохальных романов и актрисы, играющие их в экранизациях

Знание – сила
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Горячее сердце Алтая Горячее сердце Алтая

На Алтае староверы испокон веков искали загадочную страну Беловодье

Вокруг света
Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом

Какой прок от мела в бильярде?

ТехИнсайдер
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Привлекательные и конкурирующие Привлекательные и конкурирующие

Как поддержать молодежь на рынке труда

Санкт-Петербургский университет
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже 7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже

Как не попасться на крючок мошенников в шиномонтаже

Maxim
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Мили ненависти Мили ненависти

Попытка морской блокады Калининграда — однозначно трактуемый акт агрессии

Монокль
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
«Интересно делать что-то нестандартное» «Интересно делать что-то нестандартное»

Анна Снаткина о любви к фэнтези и принципах воспитания дочери

OK!
Открыть в приложении