Церковный дресс-код
Пышные одеяния православных священников служат не только поводом для разоблачительных картин передвижников и атеистической пропаганды. В первую очередь они выполняют прямо противоположную функцию — напоминают об истории и славе церкви и сакральной роли священника.
Исторически своими формами и названиями многие церковные одеяния восходят к временам зарождения христианства. А некоторые предметы ведут своё начало от вполне прозаических вещей. Орарь в древности не что иное, как полотенце, палица — плат для обтирания рук. Фелонь у греков была всего лишь дорожным плащом. Первоначально сугубо утилитарный пояс приобрёл символическое значение у монахов, став знаком целомудрия, крепости и готовности к встрече с Господом, затем и у остальных церковников. В слове «камилавка» скрыто название материала, из которого делали шапку наподобие фески, — верблюжья шерсть. А «поручи» — чисто русское слово (от «руки»), но означает также, что священник поручает себя Христу и действует от его имени.
Сформировавшись в Византии, литургическая одежда была заимствована обитателями Руси вместе с православием, однако вид и правила ношения облачения заметно менялись с течением времени. Поручи и пояс утвердились в восточной церкви в XII веке, когда усложнился церковный ритуал и многие предметы перешли в церковь прямо из императорского гардероба. Палица первоначально полагалась только епископами лишь с XVIII столетия в России стала наградой священникам. Камилавка в XVII веке заменила собой шапочку-скуфью. Московский собор 1666–1667 годов постановил благословить для священников и монахов одеяния, принятые на православном Востоке, но не сделал ношение их обязательным. В допетровское время наперсный крест носили цари, а во времена Петра — только архиереи. С конца XVIII века он рассматривался как императорская награда, позднее его стали вручать от имени Синода. Ношение же наперсного креста всеми священниками было введено только в 1896 году…