Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – силаКультура

Беззубый театр

Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Марк Григорьевич Розовский

Впрошедшем году наш журнал начал разговор о современном театре, о той миссии, которую он должен выполнять, о роли режиссера в настоящее время и том, как он может достигать поставленных задач. В номерах 7, 10 и 11 были опубликованы два интервью с театральным режиссером Михаилом Цитриняком. Мы продолжаем тему театра публикацией статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений.

Наступило время беззубого театра. Театра беспроблемного и потому бесчеловечного. Гоголевская мечта о театре-кафедре оказывается невыполнимой, пропала не только острота конфликтов, но и энергия, способная влиять на жизнь. Эта опасность чревата потерей гражданственности и бесчувствием в отношении болевых точек. Не то чтобы превалируют гладенькие пьесы, скорее, упор делается на не волнующие нас темы. Театр часто уподобляется сериалам, в которых самым интересным представляется имитация правды жизни. Герои погружены в самые поверхностные взаимоотношения. Жесткость и жестокость реальности не являются сегодня предметом большого Искусства. Зритель нынче ходит в театр прежде всего за развлечением. Отучившись думать, он требует легкости и сюсюкающего быта чувств.

Мы часто говорим слова – это «современный театр». Затасканные слова. Привычные. Общеупотребимые. И потому несколько потерявшие смысл.

В самом деле, что же такое «современный театр»? Ведь театр, как мы знаем, – единственное из искусств, живущее «здесь и сейчас», – то есть конкретно в ЭТОМ пространстве и в ЭТОМ времени.

Так что в Античности был свой СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР, в Средние века свой, в Японии тоже свой, во Франции, Англии, Италии и т. д. свой… Театр всегда и везде только «современный театр», и никогда и нигде он другим в буквальном смысле быть не мог и не может.

Оскар Шлеммер. Человек в сфере идей. 1928 год

Другое дело, то, что мы подкладываем под эти слова. И вот тут сразу начинается неразбериха. Вопрос: что считать современным, что несовременным, – это главный вопрос искусства и общества, – не имеет однозначного ответа. Даже самые выдающиеся произведения вызывают многочисленные разноречивые мнения. «На всех не угодишь », – говорит в таких случаях гордый взыскательный художник. Николай Бердяев так высказался о «литературном распаде»: «Еще совсем недавно игнорировали новые течения в искусстве, в философии, в религии. Теперь темы эти стали модными, о них пишут в газетах, темы эти имеют печальный успех. И если раньше страшно было невнимание, то теперь страшно стало слишком большое внимание». Модернизм получил поддержку на многочисленных театральных фестивалях, ставших грандиозными «междусобойчиками». Награду там дают теперь этаким спектаклям-«пшикам», опусам-однодневкам, пустым и претенциозным. Сделалось скучно от невыстраданного бессодержания, неистовое пламя которого агрессивно запылало бенгальским огнем. Мелькания много, оно бывает выразительно только на короткое время, – и снова тьма тьмущая. Продолжим цитату из Бердяева: «Интимно пережитое и передуманное выходит на улицу и роковым образом опошляется. У нас все как-то становится модой, ничто не прививается глубоко. Так называемые новые идеи не оказывают настоящего влияния, новое сознание не крепнет у нас, а лишь почва разрыхляется, лишь анархия духа усиливается. Страшно становится за подрастающее поколение. Оно приучается к легкому отношению ко всем идеям и ко всем ценностям, в нем нет традиции, нет ничего крепкого и устойчивого. Сами религиозные идеи, призванные прекратить эту анархию духа, укрепить, создать новую традицию и связать ее со старой, воспринимается как одно из проявлений этой анархии… Старое, гнилое, лживое еще не разрушено до конца, а новое, живое, правдивое еще не создано».

Эти пронизанные болью слова написаны аж в 1908 году, но, согласитесь, до чего актуальны сейчас!..

Мода на анархию духа проявилась в мировой театральной практике с такой агрессивной силой, что заполнила собой самые авторитетные площадки. К примеру, знаменитый танцор Николай Цискаридзе во всеуслышание отозвался о Большом театре следующим образом: «Там от слова "творчество" нет ничего, там просто торговый дом». Не знаю, насколько справедлива эта крутая оценка, но сам ее факт всерьез настораживает. Беда в том, что коммерциализация «беззубого театра» неумолимо превращает любой театр в «торговый дом», и таких «торговых домов» в мире стало пруд пруди, один Бродвей со своими тысячными залами на трехстах площадках чего стоит!..

Однако «торговый дом» в виде театра предстает кошмаром из-за проникновения на драматическую сцену явления, имя которому – Шоу-бизнес, встающий на место искусства и затмевающий его своей могучей индустрией и валом денежной пошлости.

Тут уместно говорить о всесилии «клипового мышления», требующего мелькать, мелькать, мелькать – до потери сознания с утра до вечера и с ночи до утра. Соединение несоединимого – самый расхожий прием такого театра, где парад бессмыслиц выталкивает смыслы ко всем чертям, а претенциозность замещает «неслыханную простоту» (Б. Пастернак) форм.

Немотивированный театр есть всегда «беззубый театр», который достоин еще одного позорного звания – бездарный театр.

Этот театр во все тяжкие занимается эпатажем. Женские роли исполняются мужчинами в гримах, помадах и юбках, а мужчин изображают эффектные бритоголовые самки с тату на голых задницах… Эти «находки» восторгают зрителей-идиотов и критиков‑недоумков.

Наступила эпоха умельцев делать то, что не надо делать ни в ком случае. Имитация искусства теперь стоит дороже самого искусства. Режиссерская профессия опустилась до положения риз, – система Станиславского признана устарелой, работа с Актером ненужной, мастерство обесценилось благодаря культу посредственностей...

Приходилось ли вам уходить из театра после первого акта?.. Получалось ли у вас с трудом досиживать до конца, если примитивные новации раздражали, а со сцены лился грязным потоком мат-перемат?..

Вся эта белиберда отныне зовется «экспериментом», и попробуйте восстать против него – будете тотчас зачислены в ряды консерваторов‑ортодоксов и прокляты как заклятые враги нового.

И невдомек никому, что Кафка не получал никаких грантов от враждебного ему государства, а Ионеско с Беккетом создали философский и метафоричный «театр абсурда», не имея на то госзаказа. Они работали бескорыстно и свободно, ощущая вокруг себя этот несвободный мир. Они делали новое в искусстве, опираясь на культуру прошлого, прорывая рутину и мракобесие по собственной художественной воле, а не из-за тщеславного желания победить на каком-то там конкурсе и во что бы то ни стало влезть на пьедестал. Они, можно сказать, отголодали право на свой эксперимент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Любить нельзя купить Любить нельзя купить

Попытка понять современное искусство

Men Today
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Хрустящая курочка Хрустящая курочка

Как выбирать наггетсы, и так ли уж они вредны

Лиза
Коля Николай Коля Николай

Почему мужчины довольствуются серыми худи и черными кроссовками

СНОБ
Сложно, но можно Сложно, но можно

Четыре шага по решению любой проблемы

Новый очаг
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Масло Масло

Им не испортишь кашу. Повара его обожают, а врачи недолюбливают

Здоровье
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Банная философия Банная философия

Баня как путь к очищению: истории и практики из Красной Поляны

Seasons of life
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
«Суперджет» стал еще роднее «Суперджет» стал еще роднее

Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

Монокль
Страдающее Средневековье: 5 книг, которые помогут в изучении истории Страдающее Средневековье: 5 книг, которые помогут в изучении истории

Книги для тех, кто хочет погрузиться в изучение мировой истории

СНОБ
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Сердце африканского духа Сердце африканского духа

У трапа Париж – Кайенна пассажиры словно по команде достают зеленые буклеты

Вокруг света
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Открыть в приложении