Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

WeekendМода

Вторая деконструкция: Prada SS 07, Hermes SS 07, Maison Martin Margiela SS 09

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Фото: Courtesy of Prada; Chris Moore/Catwalking/Getty Images; Karl Prouse/Catwalking/Getty Images

На протяжении двух лет во второй половине 2000-х главные дизайнеры 90-х — Миучча Прада, Жан-Поль Готье, Мартин Марджела — показывают коллекции, между которыми есть внутренняя рифма — некоторая странность, сверх той, к которой все уже привыкли, что-то выступающее из пространства их эстетики, вполне тогда уже устоявшейся.

Вообще-то, ничего особенно экстравагантного, ничего вызывающего или неожиданного в этих коллекциях не было. Жан-Поль Готье развивал в Hermes тот самый nonchalant chic, максимально роскошный и максимально легкий, который и есть эрмесовская суть, Миучча Прада помещала разные винтажные образы в современный контекст, а Мартин Марджела производил ревизию своих главных хитов. Но в каждой из этих коллекций контрапунктом возникает некая тема, неглавная, совсем боковая, которая станет знаком важнейшего движения, фактически грядущей фэшн-революции — назовем ее «второй деконструкцией»

Коллекция Hermes SS 07 будет одной из самых запоминающихся коллекций времен Готье. Благородного шоколадного цвета платья из джерси с несколько раз обвивающими талию кожаными поясами и кожаными застежками, кожаные курточки и жилеты с перекрещивающимися на груди полочками и перекрученными за спиной ремешками, застегнутыми впереди на талии, длинные многослойные летящие платья, и хайлайт коллекции — желтое шифоновое платье с той самой курточкой, смотревшее с каждой глянцевой обложки. Мини-шорты под длинными платьями, открывающими впереди ноги, и купальники, много очень элегантных, очень по-эрмесовски красивых купальников. Их Готье соединит с платьями-халатами, брюками, но вдруг среди всего этого вполне привычного пляжного шика мелькнет пиджак — вполне формальный, с четкой линией плеч, прямой длинный черный пиджак, чуть ли не деловой. И больше ничего — только босоножки на высоченной платформе по тогдашней моде, что создавало вполне головокружительные пропорции. Эти вещи, купальник и пиджак, совершенно из разных функциональных плоскостей, не существуют друг с другом не только в реальной жизни, но не особенно представимы в паре даже на подиуме. Ни в пиджаке, ни в купальнике не было ничего экстраординарного, но вместе они запоминались.

Прада в том же самом сезоне, весна-лето 2007, покажет чалмы, сделав их тем самым ударным аксессуаром, который станет бестселлером. В чалмах Prada SS 07 появятся все, вся светская хроника будет в этих самых чалмах, их будут носить без разбора и юные барышни и солидные дамы — в общем, возникнет тот самый эффект хита, который Миучча Прада так отлично умела организовать в 2000-е. Но на подиуме они произведут впечатление не в последнюю очередь благодаря тому, что будут соединены с трусами — атласными, с максимально высокой талией, стилизованными под 30-е годы. В коллекции были и чалмы с юбками, и чалмы с платьями, и чалмы с суперкороткими кофтами, едва прикрывающими уже обычные трусы, но именно чалмы с высокими атласными трусами, которых было буквально пять выходов на все дефиле, стали самыми цитируемыми и узнаваемыми луками из той коллекции. Трусы сами по себе — вообще белье, будуар,— не были какой-то новостью, а даже были вполне исторической частью моды, как и сама по себе чалма, тоже не впервые тогда выведенная на подиум, но вместе они были настолько из разных опер и настолько не стыковались с тем, как можно одеться, что это вызвало особое оживление. И Прада на бэкстейдже после показа успокаивала журналистов в том смысле, что не волнуйтесь, никто не заставляет ходить в трусах и чалме, есть же и разные юбки и платья. Пропорции опять же были максимально смещены в сторону ног и их длины, и вообще эти плотные атласные трусы смотрелись восхитительно.

Весна-лето 2009 года станет юбилейной, 40-й коллекцией, отметившей 20-летие Maison Martin Margiela,— и последней, сделанной Мартином Марджелой. И это придаст ей некоторый символический смысл. Марджела в ней покажет абсолютно узнаваемые свои предметы — узкие плечи-сигареты с приподнятым окатом рукава, с которых он начинал в 90-е, прямые широкие плечи, на которые он перешел в начале 2000-х, телесные боди с плечами-крылышками, топы из пластиковых пакетов, шубы из волос и т. д. И эти вещи он наденет или на голое тело, или на телесные трико, или сами по себе, как, например, боди,— только обозначив верхнюю одежду куском красной ткани, накинутой сверху и покрывающей лицо модели, или синей лентой, обмотанной вокруг ее корпуса. Такого количества верха без всякого низа — причем вполне институционального верха — не было до того, пожалуй, ни в одной из других коллекций Марджелы.

90-е годы прошли под знаком деконструкции, именно деконструирование кроя и силуэта стало главным их достижением. Деконструкцией тогда занимались все — японцы, бельгийцы, французы и даже некоторые итальянцы. К началу 2000-х уже никого нельзя было шокировать кособокой юбкой или пришитыми к спине рукавами, а тем более необработанными кромками и вывернутыми наружу швами. Что-то из деконструкторских достижений прижилось и вошло в обиход, что-то осталось — и до сих пор остается — уделом только Рей Кавакубо, но в целом эта первая волна деконструкции уже исчерпала свои возможности. Одновременно все более заметной становилась работа стилистов, которые создавали образы — в модных съемках, но и в сериалах, и самом главном сериале рубежа десятилетий «Sex And The City». Патриша Филд тогда проделала колоссальную работу по разрушению идеи total look, по смешиванию брендов и не брендов, дизайнерского и винтажного, по превращению mix & match в главный фэшн-прием. В пятом сезоне, вышедшем летом 2002-го, Кэрри, фотографируясь для обложки своей книги, отказывается от пеньюара с перьями и выбирает пиджак с ремнем и туфли на шпильках — и все. И это становится ее секси-нарядом.

Дизайнеры к середине десятилетия приходят к новой деконструкции — уже не кроя и силуэта, но дресс-кодов, тех конвенциональных протоколов, которые определяли, что, как, с чем и в каких ситуациях принято носить. Они работают не с конструкцией одежды, но с готовыми формами — предметами обычного гардероба, фактически реди-мейдами, и весь эффект состоит в том, как их сочетать друг с другом и в какой контекст помещать. Фактически они начинают действовать на поле стилистов, заходя на него с другой стороны. Они расшатывают привычные протоколы, согласно которым пиджак должен быть соединен с чем-то ему соответствующим,— и это что-то никак не купальник и не просто голые ноги под ним, а чалма требует, например, струящихся шелковых брюк или такого же платья, но не трусов.

Это и станет второй деконструкцией и приведет следующее поколение фэшн-дизайнеров, создавших новейшую моду, которую все назовут «модой стилистов». Миучча Прада, Жан-Поль Готье и Мартин Марджела, исчезнувший из мира моды после того показа, растворившийся в ее истории и ставший главным героем новой моды, начнут тот процесс, который приведет нас к треникам с шифоновой блузкой, гипюровым юбкам с худи и повсеместным сегодня объемным мужским пиджакам, из-под которых часто не видно, надето ли под ними что-то. К тому, что все можно носить со всем и во всех возможных обстоятельствах. И чем страннее сочетание функций вещей и обстоятельств, тем лучше.

Главные коллекции XXI века

Этот проект посвящен историческим фэшн-коллекциям последних 20 лет. Слово «исторические» здесь буквально значит «те, что вошли в историю моды». Речь пойдет о коллекциях, определявших картину моды нашего века, формировавших понятие «модности» в разные его моменты — прямо или косвенно, моментально или отложенно, непосредственно или опосредованно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Летний ликбез Летний ликбез

Почему одного SPF нам будет недостаточно

Лиза
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Перед церемонией Перед церемонией

Фотография, за которую Барбара Кинни удостоилась премии World Press Photo

Дилетант
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему

Фильмы Джеймса Ганна от инди-ужасов до супергероев Marvel и DC

Maxim
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Открыть в приложении