Музыка обладает грандиозной коммуникативной силой
Дмитрий Юровский — о серьезных произведениях на свежем воздухе

C 9 по 13 июля на территории музея «Новый Иерусалим» в восьмой раз пройдет музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Один из хедлайнеров и по совместительству художественный руководитель фестиваля — маэстро Дмитрий Юровский. В прошлом он возглавлял Новосибирский оперный театр, сейчас руководит Красноярским театром оперы и балета, кроме того, регулярно выступает с лучшими российскими симфоническими коллективами. Ляля Кандаурова встретилась с младшим представителем прославленной дирижерской династии, чтобы обсудить концепцию мероприятия, здравые эмоции и природную сценографию, которую музыка обретает под открытым небом.
Что планируется на фестивале «Лето. Музыка. Музей» в этом году?
Фестивалем «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме я занимаюсь уже третий год. Вернее, выступить там и увидеть его потенциал и фантастическую работу, которую проделывает команда организаторов, мне довелось раньше — за год до того, как я стал его художественным руководителем. Наша программа всегда строится вокруг какого‑то события или даты. 2023‑й был юбилейным годом Сергея Рахманинова, и мы не могли проигнорировать это, но хотелось какого‑то интересного взгляда. Так возникла концепция «Рахманинов и наставники» — наши программы вписывали музыку юбиляра в контекст сочинений авторов, которые на него повлияли. В 2024‑м нашим героем стал Сергей Дягилев.
В 2025‑м совпали 80‑летие победы в Великой Отечественной войне и 80‑летие президента фестиваля Максима Дунаевского, а кроме того — юбилей его отца, Исаака Осиповича Дунаевского (125 лет со дня рождения.— Прим. ред.). Так возник основной сюжет фестиваля этого года: музыка, созданная с 1939‑го по 1945‑й. Тема сложная и в эмоциональном, и в художественном отношении. Чтобы не впадать в ригоризм, мы не ограничили программы лишь сочинениями и авторами этого периода, но наши главные герои — композиторы, написавшие свои этапные опусы именно в это время. Разумеется, это Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, еще один советский классик — Арам Хачатурян, но вместе с ними, например, вновь Рахманинов. Как известно, он не дожил до конца войны, обстоятельства его жизни были иными, чем у советских авторов,— Рахманинов был старше, давно покинул Россию и находился в эмиграции в США, но «Симфонические танцы», написанные в 1940‑м, по-своему и с огромной силой говорят об этой эпохе. В похожей реальности находился другой наш герой — Леонард Бернстайн, один из крупнейших американских композиторов той поры, которого тема войны затронула не меньше. Кроме того, одна из программ будет посвящена династии Дунаевских — на фестивале прозвучит музыка Максима