Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно

Коллекция. Караван историйКультура

Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу»

Анжелика Пахомова

Фото: из архива Т. Ухаровой-Бурковой

«Бросив юридический факультет Пермского университета, Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно... В наш Театр имени Станиславского он попал тоже непросто... Когда его на показе спросили об образовании, бесхитростно ответил: «Нет у меня никакого образования. А что, разве не видно?» Ответ приняли с юмором. В это не могли поверить, ему ведь было уже за тридцать!» — рассказывает вдова актера, актриса Татьяна Ухарова.

Наша встреча с Жорой произошла в 1964 году. А уже в 1965-м мы поженились, через год родилась дочь Маша. Надо сказать, что в те годы Бурков не был завидным женихом. К нему еще не пришел успех, когда в кино он был нарасхват. Жора был занят на разовых подработках в театре, получал рубль пятьдесят за спектакль. Жил частично на те деньги, что его мама присылала из родной Перми. Снимал комнату где-то за метро «Бауманская». Я помню эти ужасные полуразрушенные деревянные домики! Хозяина квартиры, где Жора снимал комнату, звали Воруй Нога — он хромой был. Мне, когда туда первый раз пришла, стало не по себе... Но какой контраст: комната Жоры была светлой, убранной и там было очень много книг. Жора обожал чтение. Собрал огромную библиотеку. Вот когда говорят: человек-энциклопедия — это про него! Он ведь помнил все, что прочел. Думаю, мало кто из современных актеров может похвастаться тем, что одолел все произведения Станиславского или Михаила Чехова. А Жора их проштудировал от корки до корки. Обожал русскую классику, особенно Лескова, Сологуба, Платонова. Мог сказать, например, с каким персонажем на какой странице говорил князь Мышкин в «Идиоте» у Достоевского...

Известен факт, что Бурков сначала поступил в Пермский университет на юридический факультет. Но это не потому, что он хотел быть юристом. Просто нужно было куда-то поступать. Его приняли, так как Жора прекрасно играл в волейбол, был в составе молодежной сборной, в университете нужны были хорошие игроки в команду, и его взяли. У нас фотографии есть, где он играет в волейбол на пляже реки Камы, ребята все спортивные, молодые... Он окончил три курса юридического факультета. А  увлечение театром возникло с того, что Жора начал заниматься в студии при Пермском драматическом театре. Так увлекся, что бросил институт и собрался в Москву, чтобы поступать на актерский. В этом решении родители его, как ни странно, поддержали. Он был единственным любимым сыном в семье, и все его воспитывали в уверенности, что он умница и красавец. Что, кстати, возможно, и позволило ему так поверить в себя и стать артистом. Да и жизненный опыт помогал. Жора вообще очень внимательно наблюдал за людьми, подмечал какие-то их черточки, записывал, чтобы потом использовать в какой-нибудь роли. Это была сложная и кропотливая работа, но результат того стоил... Да и семья у него была интеллигентная. Отец Буркова Иван Григорьевич служил главным механиком на Мотовилихинском заводе. Он был такой интеллигент из крестьян. Мама Жоры Мария Сергеевна была домохозяйкой, обожала сына, во всем его поддерживала. Это она ему сшила костюм, в котором я Жору в первый раз увидела! Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно. Во-первых, у Жоры был пермский говорок. Считали, что шепелявит... У него действительно был дефект дикции. Правда, когда он выходил на сцену, шепелявость сглаживалась. Но препятствием было не только это, в то время просто трудно было разглядеть его амплуа... Кого будет играть? Рабочего, интеллигента?

В наш Театр имени Станиславского он попал тоже непросто. Один московский театральный критик увидел игру Буркова в кемеровском театре и посоветовал обратить на него внимание режиссеру Львову-Анохину, дал координаты. Борис Александрович послал телеграмму Буркову с вызовом в Москву, а потом о ней забыл... Поэтому так получилось, что Жора приехал, а его никто не ждет. А театр вообще находился на гастролях в Минске. Бурков приехал туда, попросил его прослушать. Показывался в роли Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». И произвел очень хорошее впечатление. Правда, когда его спросили об образовании, бесхитростно ответил: «Нет у меня никакого образования. А что, разве не видно?» Ответ приняли с юмором. В это не могли поверить, ему ведь было уже за тридцать.

Георгий Бурков в спектакле «Записки сумасшедшего» Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, 1968 год. Фото: из архива Т. Ухаровой-Бурковой

Я в тот момент уже несколько лет работала в Театре имени Станиславского — в 1961 году получила роль в спектакле «Сейлемские ведьмы». Из студии при театре меня взял в основную труппу сам Михаил Яншин, художественный руководитель. С 15 лет я выходила на сцену с такими известными актерами, как Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Петр Глебов, Юрий Мальковский, и многими другими. Конечно, были свои представления о мужской красоте. Почему же мне понравился Жора? Мне показалось, что он просто копия Бельмондо, хотя это, конечно, не так. А я этим актером увлекалась. На самом деле, тут вопрос не в красоте. Просто человеческое притяжение двух людей, с первого взгляда. Когда по Театру имени Станиславского разнеслась новость о появлении очень талантливого, но чудного актера, всем хотелось его увидеть. Я встретилась с ним у доски распределения ролей. Не обратить на Жору внимание в любом случае было трудно. Уж очень смешно он был одет, когда пришел в первый раз в наш театр. На нем были пиджак в фиолетовую клетку, брюки, сшитые из моряцкой робы, а под пиджаком — красный свитер. Волосы были зачесаны назад хохолком и намазаны бриолином. Наверное, именно такие представления были у Жоры, приехавшего в столицу из Перми, о том, как должен выглядеть столичный актер. «Вы Бурков?» — спросила я. «А вы Ухарова? — ответил он. И, немного помолчав, добавил: — Значит, будем играть вместе». Но и за этим клоунским нарядом я разглядела настоящее, его душу... У него пластика была другая, он как-то очень нежно и уютно ответил на мой вопрос. В каждой фразе, в каждом слове было что-то, что отличало его от Москвы, от людей, которые меня окружали раньше. И у меня возник к нему интерес... Жора был удивительно искренним и наивным человеком. У него в глазах светилась доброта, и я горжусь, что первой это разглядела.

Георгий Бурков и Василий Шукшин в фильме «Они сражались за Родину», 1975 год. Фото: из архива Т. Ухаровой-Бурковой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова «Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историй
Великий комбинатор фрагментов картины Великий комбинатор фрагментов картины

Александр Дашевский: живопись с перспективами

Weekend
«О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова «О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова

Воспоминания об Олеге Ефремове двух его друзей

Караван историй
80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома 80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома

Уж лучше ошибаться здесь и сейчас, чем заново проживать одни и те же события

Psychologies
Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй

Грузовые суда оснастят высокотехнологичными парусами

ТехИнсайдер
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Миссия допустима: 5 случаев, когда можно шпионить за партнером Миссия допустима: 5 случаев, когда можно шпионить за партнером

По мнению экспертов, есть ситуации, в которых можно следить за партнером

VOICE
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
«Водолеев в июне ждет успех!»: как нас заставляют верить в предсказания и гороскопы «Водолеев в июне ждет успех!»: как нас заставляют верить в предсказания и гороскопы

Что такое эффект субъективного подтверждения и как его используют астрологи?

Psychologies
Почем ненависть для народа Почем ненависть для народа

Как Венсан Кассель стал лицом злых улиц и лицом с обложки

Weekend
Герой триллеров: 5 лучших аудиокниг легендарного Джона Маррса Герой триллеров: 5 лучших аудиокниг легендарного Джона Маррса

Отправляемся в мир историй, леденящих душу!

Maxim
Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи

Прототип миниатюрного робота для биомедицинских целей

N+1
То исчезает, то появляется… То исчезает, то появляется…

Возможно, ты тоже сталкивалась с мужчинами, которые пропадали из твоей жизни

Лиза
6 отличных хорроров, снятых в России 6 отличных хорроров, снятых в России

Наши авторы сериалов и фильмов потихоньку набили руку на хоррорных историях

Maxim
Странные и прекрасные застольные традиции народов мира Странные и прекрасные застольные традиции народов мира

Рассказываем об интересных алкогольных обычаях разных стран

Maxim
За регенерацию тела у гидрактиний отвечают процессы старения клеток За регенерацию тела у гидрактиний отвечают процессы старения клеток

Как крошечное морское существо гидрактиния регенерирует новое тело?

ТехИнсайдер
Поощрялись ли в старину неравные браки? Поощрялись ли в старину неравные браки?

Какими были браки и венчания в старину

Культура.РФ
«Шекспир — самое успешное мошенничество в этом мире» «Шекспир — самое успешное мошенничество в этом мире»

Писатели, критики и режиссеры о своих отношениях с Великим бардом

Weekend
Степной закат Степной закат

Этот дом максимально ориентирован на ландшафт

Идеи Вашего Дома
Эстетика простоты Эстетика простоты

Текучая, визуально чистая архитектура, игра света и магия искусства

SALON-Interior
Олег Шепс: «Быть секс-символом как-то неловко, но это и прикольно, что тут таить!» Олег Шепс: «Быть секс-символом как-то неловко, но это и прикольно, что тут таить!»

Олег Шепс впервые рассказал, когда расстался с девушкой

VOICE
Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость

Долгие отношения позволяют в полной мере раскрыть сексуальность в полной мере

Psychologies
«Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений «Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений

Вопросы, которые помогут вам проанализировать чувства

Psychologies
История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям

Передача музейных ценностей конфессиям — новый культурно-религиозный передел?

Forbes
Павел Кеив Павел Кеив

У промышленного дизайна в России совершенно точно есть будущее

Собака.ru
Принцесса, которую любят за золотое сердце: как племянница иорданского короля Айя доказывает, что внешность - не главное Принцесса, которую любят за золотое сердце: как племянница иорданского короля Айя доказывает, что внешность - не главное

Айя бинт аль Фейсал — трудолюбивая и вдумчивая принцесса хашимитского двора

VOICE
Умер автор передачи «Спокойной ночи, малыши»: что для нас значила эта программа Умер автор передачи «Спокойной ночи, малыши»: что для нас значила эта программа

Что значила передача «Спокойной ночи, малыши» для детей в СССР?

Psychologies
Марафон выбора: как мы находим друг друга — 4 вечно актуальных принципа Марафон выбора: как мы находим друг друга — 4 вечно актуальных принципа

Почему из множества потенциальных партнеров мы выбираем одного-единственного?

Psychologies
Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей

Когда «Титаник» потерпел крушение, тут же поползли слухи о проклятии

VOICE
Открыть в приложении